#AlienForClubs

Как выглядит идеальная форма или почему даже титульный спонсор имеет значение

идеальная форма

Каждый человек задается вопросами о реальности. Мы приходим к каким-то выводам, забываем и живем дальше до тех пор, пока нас вновь что-то не заставляет вернуться все к тем же вопросам.

С помощью разных приборов мы можем получить то или иное понимание реальности, которая существует вокруг нас. Но тот прибор, которым является наше собственное тело, не столь точен, как нам хотелось бы.

Если мы будем объективно смотреть на форму любой команды, то это всего лишь ткань. Текстильная индустрия развивается, многие компании, которые 30 лет назад вывозили производство в Азию, возвращают его в Европу. Появляются новые виды тканей, появляются новые возможности для производства. Но внутри индустрии не самая лучшая атмосфера. И только бренды и хороший маркетинг может дать на выходе положительные эмоции.

Если мы будем смотреть субъективно, мир меняется. У нас появляются собственные эмоции, связанные с формой команды: с ее цветом, дизайном, брендом клуба и титульного спонсора. Форма становится чем-то намного большим. Мы ждем обновлений формы. На развитых рынках фанатам важно покупать актуальную футболку каждый сезон.

Мы не воспринимаем объекты такими, как они есть. Мы их воспринимаем в соответствии со всем тем, что у нас уже есть в голове. Это и есть основа нашего восприятия.

Почему это хорошо? Прайминг. Мы к нему всегда возвращаемся. Если у нас есть возможность воспользоваться готовыми ассоциациями (или, может быть, даже создать свои), лучше этим воспользоваться. Почему бы и нет, правда?

 

1. Цвет формы. Есть клубы, которые не совсем понимают, какие перспективы несет прайминг по цвету. Я уже приводил пример, как создание связи между цветом и брендом позволяет брендам сигарет обходить запрет на рекламу. Это довольно известный пример.

Да и в принципе любой крупный бренд стремится закрепить за собой оттенок цвета. Например, посмотрев на оттенок зеленого от “Сбербанка”, большинство россиян с легкостью узнает, какой бренд скрывается за этим цветом.

Клубы же в случае создания новой формы для разнообразия часто двигаются по цветовой гамме. Конечно, можно заметить, что европейские топ-клубы уделяют этому больше внимания. Остальные же клубы могут существенным образом изменить в форме основной оттенок, запечатленный на эмблеме клуба. Но оставим этот вопрос дизайнерам.

Допустим, вы создаете новую команду и хотите выбрать цвет. Какой самый эффективный способ? Совместить приятное с полезным. Дайте возможность цвету стать дополнительным игроком.

Сразу нужно уточнить, что контекст имеет слишком большое значение в этом вопросе, поэтому в конечном счете необходимо исследование конкретной формы с помощью инструментов нейромаркетинга.

Можно найти большое количество стереотипов на счет влияния цвета, которые в реальности не отвечают действительности. Поэтому для начала я предлагаю понять саму логику, по которой мы воспринимаем цвет.

Например, очень много внимания уделяется красному цвету. Считается, что женщины видят больше оттенков красного, чем мужчины, потому что в процессе эволюции они больше занимались собиранием фруктов и ягод, а среди подобных растений красный цвет, скорее всего, означает спелость.

В таком случае нам нужно окрашивать все в красный цвет? Но проведите над собой обычный мысленный эксперимент. Какой шоколад вы захотите съесть: черный или красный?

Уверен, большинство выбрало черный шоколад. По той простой причине, что наш мозг мыслит паттернами. Наш мозг знает, что шоколад должен быть если не черного, то хотя бы коричневого цвета. Мы знаем, что это вкусно. А красный шоколад – это что-то более странное.

Если говорить о привлечении внимания, тогда, конечно, лучше всего использовать наиболее яркий и контрастный цвет. Об этом я писал в статье о нейродизайне. Но процесс продажи сложнее, чем просто выбор по цвету. Он состоит из большого числа факторов, из контекста. Очень большое влияние имеет привычка (о создании привычки я уже тоже писал), количество выбора, бренд и т.д.

Для того, чтобы ваша форма была дополнительным игроком, чтобы она мотивировала футболистов, они ее должны такой воспринимать.

Мое мнение, что такой формой может стать черная форма. Многие предвкушают, какой окажется форма ФК “Лос-Анджелес”, потому что по роликам видно, что они явно стараются все делать круто и в какой-то степени по-новому. Но не будем забывать, что с самого начала в маркетинге у клуба были люди с голливудским опытом.

Посмотрев фанатские варианты дизайна формы, видно, что фактически любой вариант с черной формой смотрится просто восхитительно. Академия у клуба уже работает, дети играют в стандартной чисто черной или чисто белой форме.

Мне кажется, именно в такой форме футболисты будут чувствовать себя наиболее уверенно. Хотя очень важно подойти к ситуации комплексно, потому что, как известно, существует отрицательная корреляция между уровнем тестостерона футболистов во время матча и результатами команды. Если форма будет слишком крутой, будут в итоге страдать результаты.

Но если вам важнее, чтобы команда демонстрировала агрессивный футбол и выглядела стильно, что будет стимулировать увеличение доходов с матчдэя, тогда крутая форма – это именно то, что вам нужно;

 

2. Фасон формы. Не забывайте, что футболки покупают болельщики. И вполне очевидно, что каждый фанат хочет такую же футболку, как у футболистов.

Например, adidas к новому сезону начала показывать фасон, который даже далеко не на всех футболистах будет смотреться хорошо.

Для того, чтобы такие футболки нормально выглядели на теле, нужно быть даже не просто в нормальной физической форме, а в достаточно хорошей. И если это даже среди футболистов не топ-клубов редкость, что уж говорить о болельщиках.

Не забывайте думать о болельщиках. Мне кажется, лучше всего в таком случае будет подходить поло в разных своих проявлениях. Поло отлично смотрится как на физически подготовленной фигуре, так и на менее подготовленном варианте.

Еще я хотел бы попросить делать нормальные варианты женских футболок. Давайте посмотрим наглядно на примере женских фанатских футболок от клубов MLS. К сожалению, именно MLS. Я зашел в онлайн-магазины “Спартака”, “Зенита” и “Локомотива” и не обнаружил там женского варианта игровой футболки в принципе, поэтому просто прекратил искать среди российских клубов.

У клубов MLS можно найти три разных варианта футболки (напомню, что все клубы лиги выступают в форме от adidas), тем не менее большинство клубов дают женщинам на выбор только футболку с глубоким вырезом. И выглядит подобная форма ужасно. Только в случае формы “Портленд Тимберс” такой вариант смотрится более-менее интересно.

При этом у некоторых клубов за такую же цену в $104,99 (хотите узнать, как правильно образовывать цену с помощью нейромаркетинга? Читайте мою статью на эту тему) можно купить более интересные фасоны футболок.

 

3. Титульный спонсор. И сразу прекрасный пример, как лучше не поступать, от минского клуба “Крумкачы”.

Я ни в коем случае не хочу сказать ничего плохого. Разные ситуации бывают. И это наоборот хорошо, что у клубов есть возможность зарабатывать. Хуже, когда команда не претендует на то, чтобы стать “Барселоной Восточной Европы”, но даже не ищет возможностей продать хоть одно место на своих футболках. Но если вы строите крутой бренд, вы должны с большим вниманием относится к количеству и качеству спонсоров на форме.

Вообще работа со спонсорами – большая проблема не только для клубов Восточной Европы, но и вообще для большинства клубов Европы. Достаточно посмотреть на развитие спонсорства в американском спорте, чтобы увидеть серьезную разницу.

Но о спонсорстве и развитии бренда (в том числе персонального) мы поговорим в отдельной статье через один выпуск. Статья уже почти написана. Особенно рекомендую к прочтению спортсменам, чтобы не повторять ошибок, а также увидеть отличные примеры использования разных социальных сетей и платформ для развития и позиционирования собственного бренда.

Возвращаясь к теме отмечу, что по аналогии можно вспомнить о техническом спонсоре. Мое мнение, что лучше отказаться от условной Joma, даже если условия будут выгодные, как случилось в истории со сборной Украины.

Мало того, что сама фигура подобного технического спонсора сразу говорит о том, что серьезно к этой сборной можно не относиться, так еще и дизайн формы соответствующий. И это ни в коем случае не негатив к самой сборной Украины, это камень в огород исключительно украинской федерации, которая перетягивает свое сельское восприятие мира в футбол. Ведь за год до этой формы была представлена новая безвкусная эмблема федерации.

Знаете, я не люблю маркетинг вокруг национальной принадлежности, тем более он считается моветоном по отношению к поколениям Y и Z. И если его используют на вас, скажу прямо, о вас невысокого мнения. При этом на постсоветском пространстве мы часто видим, что подобный маркетинг исходит как раз от специалистов, которые сами не очень далеко прошли в собственном развитии, зато всех вокруг считают людьми хуже себя.

Уверенные в том, что потребителей можно не уважать, вооружившись какими-то примитивными убеждениями, они начинают действовать. И вот это массовое явление создает для молодых людей не самую лучшую обстановку для развития.

Сама специфика современной молодежи – глобализация. Грубо говоря, люди по всему миру потребляют одинаковый контент, выбирают одинаковую одежду, играют в одни игры. И если у государства и политиков нет своих каких-то особенно ограниченных идей относительно граждан, основные границы между людьми стираются.

Конечно, разница остается, она может быть достаточно сильная, но это однозначно не сравнить с тем, что было раньше. Недавно мне встретилась довольно интересная статья об исследовании западной компанией миллениалов в Саудовской Аравии. Начинается она рассказом о том, как при прилете в Судовскую Аравию местные женщины шли в туалет, чтобы скрыть западную одежду и украшения за хиджабом или никабом. Показательный пример моим словам.

Хотите еще больше? Саудовский принц Халид Аль-Валид (Khaled bin Alwaleed) не просто познает все прелести западной жизни, но и является весьма активным веганом. Это член королевский семьи, власть которой исторически строилась на ваххабизме. Лично я считаю позитивным явлением, что даже члены подобных неоднозначных режимов глобализируются не только в плане потребления, но и в контексте возвращения к свойственной нашему виду на генном уровне определенной морали.

Тем более отец Принца Халида, Аль-Валид ибн Талал Аль Сауд, который обладает личным состоянием в $17,3 миллиарда, решил отдать все свои деньги на благотворительность для создания “мира толерантности, равенства и возможностей для всех”.

Поэтому с каждым годом маркетологи все меньше будут обращать внимание на культурные различия.

Возвращаясь к титульному спонсору, я вновь приведу пример из MLS. Новичок лиги “Миннесота Юнайтед” заполучила себе в титульные спонсора большой бренд – Target. Это сеть магазинов розничной торговли с хорошо узнаваемой эмблемой.

Все бы хорошо, но среди фанатов после представления формы перед началом текущего сезона было много недовольства. Суть большинства претензий была в том, что эмблема на форме слишком крупных размеров.

Также чья-то бурная фантазия выразила мнение о том, что это похоже на цель для того, чтобы бить футболистов. И это мнение тоже стало популярным. У меня до сих пор именно такая ассоциация от этой формы, уж слишком яркой она оказалась. Когда я думаю о “Миннесоте Юнайтед”, я каждый раз представляю всем известный кадр из “300 спартанцев”, только жертвой становится игрок американского клуба.

Какой вывод? Подходите к выбору спонсоров серьезно, проверяйте реакцию фанатов на появление спонсора на форме с помощью инструментов нейромаркетинга. А если вы привлекаете “карманных” спонсоров для решения определенных задач, хотя бы не забывайте об активации спонсорства. По-моему, слишком странно смотрится, когда спонсор платит клубу деньги, но даже не пытается использовать спонсорство в собственных целях.

 

4. Эмблема. По принципу нейродизайна идеальная эмблема должна быть похожа на ту, которую делал дизайнер Александр Кузнецов для моей статьи о футбольном клубе от Black Star.

Я очень люблю эксперименты с круглыми формами. И в процессе обсуждения эмблемы я попросил сделать что-нибудь в подобном направлении. Для нового клуба можно смело задействовать нейродизайн, но что делать с существующим клубом?

Во-первых, ностальгический маркетинг – это круто. Это заходит на поколение Y (да и на поколение Z начинает заходить) что в США, что в Китае, что в России. И когда клубы, которые участвовали в чемпионате СССР, начали обновлять собственные эмблемы, для меня это было крайне интересно.

И мы можем заметить, что далеко не все подобные изменения отвечают правилам нейродизайна, но за счет ностальгического маркетинга, за счет существующих у нас положительных соматических (эмоциональных) маркеров, нейродизайн отходит на второй план.

Поэтому, я считаю, что решение “Ювентуса” существенно обновить эмблему – не самый лучший шаг. Гораздо важнее было продемонстрировать некоторую связь с прошлым, чтобы запустить ностальгический маркетинг. Да и я бы еще понял, если отказаться от прошлого решил бы клуб без побед в этом самом прошлом, но речь о настоящем символе итальянского футбола. Тем не менее руководство “Ювентуса” это однозначно понимало, поэтому можно только позавидовать их смелости. Даже не будучи согласным с их решением.

В виде итога что мы получаем в качестве совета новой команде? Форма черного цвета, футболка, которая отлично смотрится на разных типах тела, топ-технический спонсор, топ-титульный спонсор, простая стильная эмблема без острых углов и с четкими краями.

Дизайнер Александр Кузнецов сделал для нас подобную форму. Кстати, если кто-то ищет хорошего дизайнера (проверен временем и совместной работой), пишите в комментарии, я дам контакты Александра.

Обратите внимание, насколько отлично смотрится подобная эмблема.

Бренд “Газпрома” как раз создает нужный для клуба с амбициями прайминг. Как и бренд Under Armour.

 

С уважением,

Леон Зэ Алиен

 

Хотите получить консультацию, помощь в разработке дизайна или разработку стратегии для развития бренда?

Пишите нам на E-mail leon@sportsneuromarketing.com. Мы ответим вам в течение 24 часов.

Читайте наш блог, подписывайтесь на меня в Твиттере, оформляйте подписку на еженедельную рассылку.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему важно понимать, как ваши фанаты воспринимают счастье

 

Изображения: Александр Кузнецов, LAFC, Olympique Lyonnais, ФК “Крумкачы”, ФФУ, MLS

#AlienForClubs

The way the ideal kit looks like or the reason why even the title sponsor matters

ideal kit

Each person is contemplating reality. We come to some conclusions, forget and live on until something forces us to return to the same questions again.

With the help of different devices we can get one or other understanding of reality, existing around us. But the device, which is our body, is not as accurate as we would like it to be.

If we look at the kit of any team objectively, it’s just the cloth. The textile industry is developing, many companies that exported the production to Asia 30 years ago, return it to Europe. There appear new species of fabrics, as well as new opportunities for manufacturing. But it’s just a fabric.

If we look subjectively, the world changes. We are getting our own emotions associated with the team kit: with its color, design, the brand of the club and of the title sponsor. The kit becomes something much greater. We are waiting for kit updates. In developed markets it is important for fans to buy an up-to-date kit every season.

We do not perceive the objects as they are. We perceive them in accordance with everything we already have in our brain. That is the basis of our perception.

Why is it good? Priming. We always keep returning to it. If we have an opportunity to make use of ready-made associations (or, perhaps, even to create our own), it is better to take advantage of it. Why not, right?

 

1. A kit color. There are clubs that do not quite realize what prospects the priming by color is bearing. I have already cited an example of how the creation of a connection between a color and a brand allows cigarette brands to bypass the ban on advertising. It’s a rather notable example.

And actually, any major brand strives to secure a color shade for itself.

While clubs often move for diversity across a color scale when creating a new kit. Of course, you can see that European top clubs are giving this more attention. Other clubs can significantly change the kit main shade, imprinted on the club’s logo. But let’s leave it for designers.

Suppose you are creating a new team and want to select a color. What is the most effective way? It’s to mix business with pleasure. Let the color become an additional player.

One has to clarify at once that the context is too important in this matter, therefore, it is necessary to ultimately study a specific kit using neuromarketing tools.

You can find a large number of stereotypes as to the influence of color, which actually do not correspond to reality. Therefore, to begin with, I suggest understanding the very logic by which we perceive color.

For example, a lot of attention is paid to the red color. It is believed that women see more shades of red than men do, because in the process of evolution they were more engaged in harvesting fruit and berries, and red most likely means ripeness among such plants.

Do we need to paint everything red in this case? But conduct an ordinary thought experiment on yourself. What kind of chocolate would you like to eat, black or red?

I’m sure most of you chose black one. Simply because our brain thinks in patterns. Our brain knows that chocolate should be at least brown, if not black. We know it is delicious. Red chocolate is something more weird.

If we talk about attracting attention, it is definitely best to use the brightest and most contrasting color. I’ve written on it in an article on neurodesign. But the process of selling is more difficult than just choosing by color. It consists of a large number of factors and the context. Rather influential is the habit (I’ve already written about habit formation), the number of choices, the brand, etc.

In order for your kit to be an additional player, so that it could motivate football players, they should take it that way.

My opinion is that such a kit can be a black one. Many anticipate what the LAFC kit will be, for the videos show that they apparently have taken great pains in this regard.

Having looked through the fans’ options of a kit design, one can see that virtually any variant with a black kit looks just awesome. The club’s academy is already working; kids play in standard pure black or pure white kits.

It seems to me that it’s the kind of a kit football players will feel the most confident in. Although it is very important to approach the situation comprehensively, for as is known, there is a negative correlation between the players’ testosterone levels during the game and the team results. If the kit is too cool, the results will eventually suffer.

But if it’s more important for you that the team shows aggressive football and looks stylish, which will stimulate the matchday revenue increase, a cool kit is exactly what you need.

 

2. A kit style. Do not forget that kits are bought by fans. And it’s quite obvious that every fan wants the same kit the football players wear.

For example, for the new season Adidas has begun to show the style, in which not even every player will look good.

In order for these kits to look normal on a body, you should be not just in a normal physical form, but in a pretty good one. And it’s rare even among the footballers of non-top-clubs, let alone the fans.

Do not forget to think about the fans. It seems to me that the best option in this case would be a polo in its various forms. A polo looks great both on a physically trained figure, and on a less trained one.

I would also like to ask to make normal versions of women’s kits. Let’s take as an example female fan jerseys from MLS clubs.

MLS clubs offer three different variants of a jersey (let me remind, that all clubs of the league are wearing Adidas kits), nevertheless most clubs offer women the only choice of a jersey with a deep cut. Such a kit looks awful. Only in the case of the Portland Timbers kit this option looks more or less interesting.

At the same time, in some clubs you can buy for the same price of $104.99 (do you want to know how to correctly form a price using neuromarketing? Read my article on this topic) jerseys of more interesting styles.

 

3. The title sponsor. And straight away a perfect example of the way one shouldn’t act from Krumkachy FC from Belarus.

If you are building a tough brand, you should be very attentive to the quantity and quality of sponsors on the kit.

The priming that the sponsor creates may even be more beneficial to you than to the sponsor himself. That is, if you’ve got a young brand, but you manage to get into the title sponsors a big serious brand, it can be a serious plus for you. Besides, you will be paid for this.

By analogy, we can recall a technical sponsor. My opinion is that it’s better to reject brands like Joma, even if the conditions are beneficial, as it was in the story with the Ukrainian national team.

Not only does the figure of such a technical sponsor immediately indicate that this team shouldn’t be treated seriously, but also the kit design is corresponding.

You know, I do not like marketing about nationality, particularly as it is considered impropriety with respect to the Generations Y and Z.

The very specificity of modern youth is globalization. Roughly speaking, people consume the same content, choose the same clothes, and play the same games. And if the state and politicians do not have their own particularly limited ideas as to the citizens, the main boundaries between people are blurred.

Of course, the difference remains, and can be quite strong, but it definitely cannot be compared with what has been before. Recently I’ve come across a rather interesting article on a study of millennials in Saudi Arabia. It begins with a story of how local women, upon arrival to Saudi Arabia, went to the bathroom to hide Western clothes and jewelry under a hijab or a niqab. It’s a notable example to illustrate my words.

Want more? The Saudi Prince Khaled bin Alwaleed not just learns all the delights of the Western life, but is a rather active vegan as well. He is a member of the royal family, whose authority is built on Wahhabism.

Therefore, with each passing year marketers will pay less and less attention to cultural differences.

Coming back to the title sponsor, I will cite an example from MLS again. The league’s newcomer Minnesota United has got its hands on a big brand name as its title sponsor – Target. It is a chain of retail stores with a well-known logo.

It would have been fine, but there was a lot of discontent among the fans after the kit’s presentation before the start of the current season. Most claims were all about the logo on the uniform being too large and distracting attention from the club logo.

Also someone’s wild imagination expressed an opinion that it looked like a target for beating the players.

What is the conclusion? Be careful in selecting sponsors; check the reaction of fans to the sponsor’s appearance on a kit with the help of neuromarketing tools.

 

4. The logo. According to neurodesign, the ideal logo must be of the type, made by designer Alexander Kuznetsov for my article on the football club from Black Star.

I really love experiments with round shapes. And in the process of the logo’s discussion I asked to make something in that direction. For a new club you can safely engage neurodesign, but what about the already existing club?

Firstly, nostalgia marketing is cool. This type of marketing gets a good result when applied to Generation Y (it starts working on Generation Z as well), be it in the US, China, or Russia.

We can notice that not all the changes in logos meet the neurodesign rules, but due to nostalgia marketing, due to positive somatic (emotional) markers that we’ve got, neurodesign is pushed into the background.

Therefore, I believe that Juventus’ decision to substantially update the logo was not the best step. It was far more important to demonstrate some connection with the past to launch nostalgia marketing.

I’d understand if it were the club without victories in that very past that would have decided to reject its past, but we are talking here about a real symbol of Italian football. Nevertheless, Juventus’ management clearly understood it, so we can only envy its courage. Though we disagree with their decision.

As a result, what do we get as advice to a new team? The kit of a black color, a polo shirt, a top technical sponsor, a top title sponsor, a simple stylish logo without sharp corners and with clear edges.

Do you want more detailed advice, our help with the design and working out of a detailed strategy of a brand’s development? Write to us at E-mail leon@sportsneuromarketing.com, and we will reply to you within 24 hours.

 

Best regards,

Leon The Alien

 

Read our blog, subscribe to me on Twitter, and subscribe to the weekly newsletter.



SEE ALSO: Why it is important to understand how your fans perceive happiness

 

Images: Alexander Kuznetsov, LAFC, Olympique Lyonnais, Krumkachy FC, FFU, MLS