Статьи

Деньги в спорте. Или при чем здесь наша высокая социальность?

Деньги в спорте

Главные успехи нашего вида непосредственно связаны с высокой социальностью. Конечно, в спорте стремление к социальности выражено крайне сильно. Человеческая способность успешно превосходить число Данбара (150 особей) позволяет не задумываться, что в контексте ближайших “родственников” нашего вида полный стадион людей – это само по себе огромнейшее достижение.

Достижение не маркетологов, менеджмента или игроков клуба, а свершение обычных Homo sapiens. Ведь будь на месте людей в чаше заполненной спортивной арены условные шимпанзе, поведение самых сумасшедших ультрас могло бы померкнуть на их фоне. Это и есть последствие главной особенности нашего вида. За высокую социальность была заплачена большая цена. Но, кажется, мы начинаем получать дивиденды.

Сегодня не совсем об этом. А о том, как деньги в спорте объединяются с этой самой высокой социальностью, создавая привычную картину спортивного мира.

 

Зарплаты

Именно зарплаты связывают спорт с остальной человеческой деятельностью. И если бы не уровень зарплат в высших дивизионах топ-чемпионатов, даже мысли бы не возникло, что разница существует. Но на самом деле разницы нет, ведь деньги приобретают свой “вес” для нашего мозга в контексте.

Наверное, в наши дни все, кто хоть немного интересовался мотивацией, прекрасно знает, что высокая зарплата и финансовые бонусы – не равно отличной мотивации. Отличная мотивация – мотивация внутренняя, на которую как раз финансовая мотивация действует негативно.

В идеальных условиях в грамотно функционирующем клубе или организации при подписании контракта ставится за цель раскрыть внутреннюю мотивацию игрока/тренера/сотрудника. И уж приходится действительно затратить энергию на работу мозга, чтобы решить ее как можно более эффективно.

Когда задействуется внутренняя мотивация, мы чувствуем себя хорошо. Как только вмешивается внешняя мотивация, то есть мы работаем ради денег, ради оценок или чтобы избежать наказания, начинаются некоторые проблемы.

Хуже всего столкнуться с приверженцами Super-chicken Model, суть которой заключается в постоянной борьбе даже непосредственно в своем коллективе. Не нужно обладать большим количеством знаний и опыта, чтобы понять, что эта модель обречена на провал, если руководитель смотрит дальше сегодняшнего дня, имея в виду хоть сколько-нибудь долгосрочную перспективу.

Как уже было упомянуто, основная особенность нашего вида, которая и позволила людям преуспеть на фоне близких и дальних “родственников” – высокая социальность. Даже человеческий мозг таким образом эволюционировал, что без общения и наличия “своей” группы людей мы просто сойдем с ума. Если же мы не понимаем правил функционирования общества либо социум нас ни принимает, согласно суицидологии, это служит ключевой причиной суицида у здорового человека.

Как я уже писал, Super-chicken Model берет свое название из реального эксперимента биолога Уильяма Мьюра. Он разделил цыплят на две группы. Одна из себя представляла среднестатистическую группу цыплят. В другой группе биолог отбирал исключительно самых продуктивных особей.

Догадываетесь что случилось через шесть поколений? В первой группе было все хорошо, а вот во второй самые продуктивные суперцыплята склевали друг друга. Их осталось всего трое, они видели собственный успех в подавлении остальных участников группы.

Что получают компании от подобных сотрудников? Нацеленность на борьбу с другими сотрудниками, а не работу на благо организации и поддержание правильного микроклимата в рабочем социуме.

В вопросе зарплаты даже среди спортсменов ключевыми факторами являются качественная мотивация (и понимание теории самодетерминации), аргументация конкретной суммы и предполагаемая ценность зарплаты.

Первый пункт мы уже обсудили, тогда как второй и третий несколько связаны между собой и в значительной степени зависят как раз от социума. Высокая предполагаемая ценность означает более сильную активацию системы вознаграждения. Хотя в мире без денег она работала просто и логично, теперь она поддается влиянию социума, на что в какой-то степени может влиять клуб при переговорах.

Но еще больше клуб может влиять через крайне простую стратегию: эффективнее делать открытую зарплату, которая будет ниже средней по рынку, чем высокую засекреченную зарплату. Почему именно так, я описывал в отдельной статье. Отмечу лишь, что для топ-клубов эта стратегия не подойдет, но для середняков и аутсайдеров будет в самый раз.

 

Трансферы

Рост цен на трансферы в том же футболе никак не коррелирует с инфляцией и растет быстрее самого футбольного рынка. Как часто бывает, определяющим становится контекст.

Каждый новый трансферный рекорд заодно становится новым “якорем” в совершении очередных трансферных сделок. Все смотрят друг на друга. Такова уж наша видовая особенность. В случае совершения трансферов мы видим эволюционную необходимость не выделяться на фоне остальных (чтобы быть как все в своей группе, что повышает шансы на выживание, а значит и на воспроизведение потомства).

Если рынок уже “свыкся” с мыслью, что сегодня €100 миллионов – это миллионов 30 десятилетие назад, ни один уважающий и претендующий на что-либо футбольный клуб, не будет продавать футболиста дешевле. Конечно, дисконт могут составить большое количество факторов. Особенно если сам клуб нельзя отнести к уровню Tier-1.

Клубы по-разному монетизируют свои знания приемов продаж. Кто-то использует классические методы, другие переходят на плоды поведенческой экономики. Совершение трансфера – это сложная и рискованная игра. Каждый следящий за футболом легко вспомнит хотя бы несколько трансферов, когда покупающий клуб считал сделку выгодной, но в итоге футболист по тем или иным причинам не играл.

Даже в самых технологически развитых спортивных клубах при оценке игрока и принятии решении все еще слишком много решают люди. Человеческий фактор может оказаться в таком случае слабым местом. Доверившись “интуиции”, то есть бессознательному мышлению, или же попробовав учесть как можно больше факторов логическим путем – всегда есть риск получить в подарок “черного лебедя”.

Но в дополнение человеческим фактором еще успеет воспользоваться продающая сторона вместе с агентом и футболистом. Как бы мы ни хотели не поддаваться на провокации, но даже знание всего списка уже известных когнитивных искажений не особым образом поможет им противостоять. Мы не логические машины, а наша сознательная часть не имеет особого доступа к бессознательной.

Добавив к этому хоть небольшой перебой в поступлении энергии в мозг, префронтальная кора головного мозга окончательно перестанет отличаться эффективностью. Тогда уж точно не будет никого шанса сознательно противостоять манипуляциям противоположной стороны.

 

Билеты

На американском рынке продажа билетов – это большая отрасль, в которой действительно можно находить серьезный профессиональный рост. Высококонкурентный и серьезный по размерам рынок придают дополнительную мотивацию и необходимость постоянно совершенствоваться, обновлять знания.

Конечно, с каждым сегментом целевой аудитории желательно говорить по-своему. Однако я убежден, что если клуб прибегает к скидкам при продаже билетов, или же остается значительное количество непроданных билетов – это верный фактор, что надо бить реальную тревогу, а не сидеть сложа руки.

непроданные билеты

Не зря отдельные лиги делают акцент как раз на пустующих местах, учитывая процент заполнения арены, а не количество пришедших. Вновь речь заходит о нашей высокой социальности.

Используются эволюционные особенности мозга, которые повышают вероятность выживания, а значит и шансы на воспроизведение потомства. Например, в случае ММА или киберспорта в затемненном зале кластеры с непроданными билетами просто закрывают темной тканью.

Аналогичные механизмы восприятия применимы и к продаже билетов. Не буду в этот раз останавливаться на ценообразовании и правильном предложении, которые я описывал раньше. В контексте данной статьи важно упомянуть о социальности. Нам важно быть частью группы. Это вновь повышает шансы на выживание и потомство.

Если с фанатами работать правильно, если использовать такие механизмы, учитывать влияние того же окситоцина, все будет хорошо. Никаких скидок не понадобится. Создайте привычку, выработайте условные рефлексы и т.д. Делать скидку в 5-10 долларов на билет, позволяющий побывать на соревновании PGA Tour, в зависимости от дня недели – это явно спорное решение. Но именно так поступает менеджмент BMW Championship.

Схожая ситуация – история с клубом NBA Лос-Анджелес Клипперс, который в прошлом сезоне даже на матчи плей-офф продавал билеты с хорошей скидкой через Groupon. В этом сезоне щедрость в виде дешевых билетов продолжилась. Хотя чего еще ожидать от клуба, принадлежащего Стиву Балмеру? При этом обратная сторона медали – лос-анжелесский клуб действительно один из самых технологичных в NBA.

Как бы нам не хотелось быть логичными животными, но сознательное мышление – это лишь пассажир, который в отдельных случаях может немного дотянуться до руля, слегка скорректировав движение. Наше сознательное мышление поразительным образом развилось, но не стоит часто обращаться к нему при продажах в спорте или создании опыта.

Да, мы можем найти применение “логичного” ценообразования в рамках матчдэй, но по сути все упирается в то, как вы работаете с брендом, что и как вокруг него создаете. Уверен, пример и близость киберспорта многим спортивным маркетологам позволяет несколько иначе взглянуть на многие устоявшиеся элементы и решиться на более смелые эксперименты.

 

Ставки

Было бы совсем странно, если бы вокруг спорта, а затем уже и киберспорта, не возник рынок гемблинга. И было бы еще более странно, если бы представители этого рынка взаимодействовали с потребителями в лоб, не пытаясь использовать хоть сколько-нибудь скрытые когнитивные искажения или, к примеру, эволюционные особенности дофаминовой системы.

В этом, пожалуй, даже ничего зазорного нет. Взять хотя бы людическую петлю, которую используют повсеместно. Особо цинично выглядит ее использование Uber и Lyft для водителей, чтобы они больше времени проводили на смене, что фактически негативно влияет на безопасность пассажиров. Но в многочисленных небольших приложениях разработчики могут даже не догадываться, какие механизмы они задействуют, копируя решения более крупных компаний.

Использование когнитивных искажений, создание привычки и развитие собственных брендов – то, в чем в особенности преуспели представители гемблинга. Правда, некоторые крупные игроки на просторах бывшего СССР будто специально пытаются развалить собственный бренд сомнительным низкоконверсионным спонсорством, но такова жизнь.

С развитием онлайн-гемблинга с очевидностью стало заметно главное преимущество онлайн перед офлайн: одни и те же люди тратят онлайн в разы больше. Например, наглядно это продемонстрировано в недавнем исследовании доктора Мелвина Жанга на ста пациентах с лудоманией (гемблинг-зависимостью) в Сингапуре.

Средний самый большой когда-либо полученный долг в выборке в онлайн-гемблинге составлял 20 тысяч долларов, тогда как в офлайн-гемблинге – 500 долларов. Самый большой единоразовый проигрыш в среднем в онлайн-гемблинге насчитывал 7 тысяч долларов, в офлайн-гемблинге – 2000 долларов

Что стоит за желанием человека сделать ставку? Кто-то таким способом “подогревает” интерес к самому спортивному/киберспортивному/какому-либо еще состязанию, но, конечно, большинство игроков желает быстро обогатиться. За этим в свою очередь вновь находится наша высокая социальность и место в обществе.

Суть в том, чтобы эти деньги вложить в демонстративное потребление (каким бы “недемонстративным” оно не выглядело в зависимости от общества и поставленных целей), продвижение в обществе, и заполучить наиболее выгодный вариант партнера. Демонстративное потребление – логическое продолжение вторичных половых признаков.

Конечно, в реальности все несколько сложнее, присутствуют дополнительные факторы. Дэниел и Джессика Крюгер в своей теории интерпретации демонстративного потребления придерживаются убеждения, что уровень демонстративного потребления позитивно коррелирует с не самыми лучшими условиями окружающей среды, включающими короткий уровень продолжительности жизни, меньший доступ к материальным ресурсам, низкий уровень личной безопасности, невысокую социальную сплоченность и социально-экономическое неравенство.

То есть речь идет о развивающихся странах, где, согласно этой весьма логичной теории, гемблинг должен иметь преимущество в популярности перед развитыми странами.

Хотите, чтобы мы проконсультировали вас, разработали стратегию и помогли ее внедрить? Пишите нам на E-mail leon@sportsneuromarketing.com! Мы отвечаем в течение 24 часов.

 

C уважением,
Леон Зэ Алиен

 



 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как возобновить доверие к бренду

 

Изображения: Thought Catalog, giphy

Articles

Money in sports. Or what does our high sociality have to do with it?

high sociality

The main successes of our species are directly related to high sociality. Of course, in sports, striving for sociality is expressed extremely strongly. Human ability to successfully exceed Dunbar’s number (150) allows one not to think that in the context of our next of kin a full stadium of people is in itself a tremendous achievement.

Not the marketers, management, or club players’ achievement, but the accomplishment of ordinary Homo sapiens. After all, if there were chimpanzees in the bowl of the filled sports arena, the craziest ultras’ behavior could fade against their background. This is the consequence of our species’ main feature. A high price was paid for high sociality. But, it seems, we begin to receive dividends.

Though today, that’s not exactly the topic of our talk. Today’s topic is about the way money in sports unites with this highest sociality, thus creating a familiar picture of the sports world.

 

Salaries

It is salaries that connect sports with the rest of the human world. And if it were not for the salaries’ level in the top divisions of the top championships, even the thought would not have arisen that the difference exists. But in fact, there is no difference, as money gets its “weight” for our brain in the context.

Probably, in our days, everyone who is even slightly interested in motivation knows perfectly well that a high salary and financial bonuses are not equal to excellent motivation. Excellent motivation is internal motivation, which is just negatively affected by financial motivation.

In ideal conditions, in a competently functioning club or an organization, when signing a contract, the purpose is set to disclose the internal motivation of the player/coach/employee. And here, one really has to spend energy on the brain’s work to achieve that purpose as efficiently as possible.

When internal motivation is involved, we feel good. But as soon as the external motivation interferes, that is, we begin to work for money, for the sake of assessments, or to avoid punishment, some problems arise.

The worst thing is to encounter the Super-Chicken Model adherents, the essence of which is a constant struggle even directly in one’s team. No vast knowledge and experience are required to understand that this model is doomed to failure if the leader looks beyond today, having in mind at least some long-term perspective.

As has already been mentioned, the main feature of our species which has allowed people to succeed against our close and distant relatives was high sociality. Even our brains have evolved in such a way that without communication and “our” group of people, we will just go crazy. But if we do not understand the rules of the functioning of society or the society does not accept us, then according to suicidology, it serves as a key reason for a suicide in a healthy person.

As I’ve already written, Super-Chicken Model takes its name from the real experiment of biologist William Muir. Muir divided the chickens into two groups. One of them was an average group of chickens. For another group, the biologist selected exclusively the most productive individuals.

Can you guess what happened six generations later? In the first group, everything was fine, while in the second group, the most productive super-chicks had pecked each other. There were only three of them left, as they saw their own success in suppressing the rest of the group participants.

What do companies receive from such employees? Aiming at fighting other employees, instead of working for the organization’s benefit and maintaining the right microclimate in the working community.

With regard to salaries, even among athletes, the key factors are qualitative motivation (and understanding of the self-determination theory), argumentation of a specific amount, and the expected salary value.

We have already discussed the first point, while the second and the third ones are somewhat interconnected and largely depend on the society. The high perceived value means a stronger activation of the reward system. Although in a world without money, it worked simply and logically, but now it’s influenced by the society, which the club can affect to some extent during negotiations.

But the club can influence still more through an extremely simple strategy: it is more effective to make an open salary that is below the market average than a high classified salary. Why it is so, I’ve described in a separate article. I will only note that for top clubs this strategy will not work, but for the middle ones and outsiders, it will be just fine.

 

Transfers

The increase in prices for transfers in that very football correlates with inflation in no way and grows faster than the football market itself. As is often the case, the context becomes the determining factor.

Each new transfer record simultaneously becomes a new “anchor” in further transfer dealmaking. Everyone looks at each other. This is our species’ specific feature. In the case of transfers, we see the evolutionary need not to stand out from the rest (to be just like everyone in one’s group, which increases the chances of survival, and hence reproduction of offspring).

If the market has already got used to the idea that today’s €100 million is €30 million a decade ago, not a single self-respecting and having pretensions to something football club will sell the player cheaper. Of course, many factors can result in a discount. Especially, if the club itself cannot be attributed to the Tier-1 level.

Clubs monetize their knowledge of sales techniques in different ways. Someone uses classical methods, while others adopt the behavioral economics’ fruits. Completing a transfer is a difficult and risky game. Everyone who watches football will easily remember at least a few transfers, when the buying club considered the deal profitable, but consequently, the football player did not play for various reasons.

Even in the most technologically advanced sports clubs, when assessing a player and making a decision, people still decide too much. The human factor can be a weak point in this case. Having trusted “intuition,” that is, unconscious mind, or by trying to logically take into account as many factors as possible, there is always a risk of getting the black swan as a present.

But in addition, the human factor will also be used by the selling party along with the agent and the player. No matter how much we want to resist provocation, still even knowing the entire list of already familiar cognitive biases will not particularly help to withstand them. We are not logical machines, and our conscious mind does not have access to the unconscious one.

Add to this even a small interruption in the supply of energy to the brain, and the brain’s prefrontal cortex will finally cease to be effective. Then, there will certainly be no chance to consciously resist the opposite side’s manipulations.

 

Tickets

In the US market, ticket sales are a big industry in which one can really find serious professional growth. A highly competitive and serious in size market gives additional motivation and the need to constantly improve, update one’s knowledge.

Of course, it is desirable to talk to each target audience segment in its own way. Though, I am convinced that if the club resorts to selling discount tickets, or there is a significant number of unsold tickets left, it is a sure factor that you have to sound the alarm instead of sitting idle.

unsold tickets

No wonder, individual leagues make the accent just on vacant places. It’s again about our high sociality. The brain’s evolutionary features are used, which increase the probability of survival, and hence the chances of offspring reproduction. For example, in the case of MMA or esports, clusters with unsold tickets in a darkened hall are simply covered with a dark fabric.

Similar perceptual mechanisms are applicable to the ticket sales as well. This time, I will not dwell on pricing and the right proposal, which I’ve described earlier. In the context of this article, it is important to mention sociality. Being part of the group matters for us. This again increases our chances of survival and offspring.

If you work with fans correctly, if you use such mechanisms, take into account the influence of the same oxytocin, everything will be fine. No discounts will be needed. Create a habit, develop conditioned reflexes, etc. Making a discount of $5-10 for a ticket that allows you to visit the PGA Tour competition depending on the day of the week is obviously a controversial decision. But that’s exactly what the BMW Championship management does.

A similar case was with the Los Angeles Clippers NBA club which last season sold tickets with a good discount through Groupon even for the playoff matches. This season, generosity in the form of cheap tickets has continued. But what else can you expect from a club owned by Steve Ballmer? At the same time, the reverse side of the medal is that the Los Angeles club is indeed one of the most technologically advanced in the NBA.

As much as we would like to be logical animals, conscious mind is only a passenger who, in some cases, can reach for the steering wheel a bit and slightly adjust the movement. Our conscious mind has strikingly developed, but we shouldn’t refer to it often when selling in sports or creating experience.

Yes, we can find the application of “logical” pricing in the matchday, but in fact everything depends on how you work with the brand, what and how you create around it. I’m sure, the example and proximity of esports allows many sports marketers to take a slightly different look at many established elements and decide on more courageous experiments.

 

Betting

It would be quite strange if there hasn’t emerged gambling market around sports, and then esports. And it would be even more strange if representatives of this market interacted with consumers directly, without trying to use any concealed cognitive biases or the dopamine system evolutionary feature, for instance.

There is probably nothing shameful in this. Take at least a ludic loop, which is used everywhere. Especially cynical is its use by Uber and Lyft for drivers, which makes them spend more time on shifts, which actually negatively affects the safety of passengers. But in numerous small applications, developers may have no idea what mechanisms they use, copying the decisions of larger companies.

The use of cognitive biases, creating habits, and developing their own brands is something that gambling representatives have particularly succeeded in. Though, some big players on open spaces of the former USSR seem to be trying to destroy their own brand with dubious low-conversion sponsorship, but that is life.

With the development of online gambling, the main advantage of online before offline has become obvious: the same people spent online a lot more. For example, this is clearly demonstrated in a recent study by Dr. Melvyn Zhang on a hundred patients with ludomania (gambling addiction) in Singapore.

The average biggest debt ever received in a sample in online gambling was $20,000, while in offline gambling, it was $500. The biggest one-time loss in online gambling on average was $7,000, while in offline gambling, it was $2,000.

What is behind the person’s desire to make a bet? Someone warms up in this way the interest in the sports/esports/any other contest itself, but, of course, most players want to quickly enrich themselves. This, in turn, is again the result of our high sociality and place in society.

The thing is to invest that money in conspicuous consumption (no matter how “inconspicuous” it will look depending on the society and the set goals), promotion in the community, and getting the best partner. Conspicuous consumption is the logical continuation of secondary sex characteristics.

Of course, in reality, everything is somewhat more complicated, as there are additional factors. Daniel Kruger and Jessica Kruger in their conspicuous consumption interpretation theory adhere to the belief that the conspicuous consumption level is positively correlated with not the best environmental conditions, including a low life expectancy, less access to material resources, a low level of personal safety, low social cohesion, and socioeconomic inequalities.

That is, we are talking about developing countries, where, according to this very logical theory, gambling should have an advantage in popularity before the developed countries.

Do you want us to consult you, develop a strategy, and help you implement it? Write to us at Email leon@sportsneuromarketing.com! We respond within 24 hours.

 

Best regards,

Leon The Alien

 

Subscribe to our cool E-mail newsletter, and start following me on Twitter.



 

SEE ALSO: How to renew trust in the brand

 

Images: Thought Catalog, giphy