Статьи

Почти все, что вам нужно знать о мотивации в спорте и за его пределами

мотивация

Мотивация часто становится краеугольным камнем успеха, потому что до сих пор слишком многие руководители предпочитают закрывать глаза на изучение наукой мотивации.

Мы часто слышим от руководителей топ-клубов и известных компаний, что футболисты и сотрудники обязаны иметь мотивацию уже только от одного имени работодателя. Но если начать всматриваться в эти самые клубы и компании, в которых о своем бренде столь высокого мнения, оказывается, что у них как раз самые большие проблемы.

Вспомните, как подобное говорил Стив Баллмер в Microsoft. Когда специалисты в области мотивации вспоминают негативные примеры, часто проскальзывает некая “крупная технологическая компания”, имя которой принято не называть. На мотивацию сотрудников у Баллмера было собственное мнение. Вот только от эффективности оно было в противоположной стороне.

Уже несколько раз приходилось слышать историю, как в Microsoft расформировали целый отдел, полностью отказавшись от их разработок. Но при этом все работники этого отдела остались в компании. Естественно, больше никакой мотивации в работе на эту компанию у специалистов не было, о чем они прямо говорили.

Но было очень легко не допустить подобное, разобрав работу отдела на элементы и подумав, где эти разработки можно применить еще хоть в каком-нибудь виде. Люди бы в таком случае поняли, что их работа не прошла даром.

Хотя не будем забывать о групповом ранжировании, которое Баллмер ввел в Microsoft. Все сотрудники компании разделялись на группы, согласно своей производительности. От группы и места в ней зависело будущее человека в компании и зарплата. Переаттестация происходила каждые полгода, поэтому цели ставились именно на этот временной промежуток, а некоторые сотрудники пытались негативно влиять на работу своих коллег, чтобы не оказаться на дне группы.

Подобная модель мотивации называется Super-chicken Model. Она подразумевает постоянную борьбу с окружающими, чтобы оказаться на вершине. Свое название данная модель получила из эксперимента с цыплятами.

Эволюционный биолог Уильям Мьюр из Университета Пердью изучал цыплят. Ему захотелось повысить продуктивность получения потомства, поэтому Мьюр провел следующий эксперимент: он выбрал группу среднестатистических цыплят и не трогал их на протяжение шести поколений.

Но затем исследователь также создал группу из наиболее продуктивных цыплят. Мьюр в каждом поколении этой группы выбирал для продолжения потомства только самых продуктивных особей.

Что случилось после шести поколений? Первая группа, состоящая из среднестатистических особей, имела хорошие показатели. Ее представители обладали отличными физическими данными, а их продуктивность резко возросла.

Что обнаружил исследователь во второй группе? После шести поколений в живых осталось только три особи. Остальных они склевали. Индивидуально продуктивные цыплята добивались успеха с помощью подавления других членов группы.

Конечно, этот эксперимент вызвал популярность в бизнес-среде, ведь он позволял провести аналогии с функционированием большинства компаний и даже государств. Более того, он подтвердился и на людях.

Но разрушающая суть этой проблемы была понятна задолго до данного исследования. Я уже рассматривал проблему спорта с одной стороны, но Super-chicken Model дает понять проблему спорта с другой стороны.

В 1984 году Роберт Голдман провел опрос 198 элитных профессиональных атлетов. Голдман спрашивал о том, согласятся ли спортсмены принять допинг, если им будет гарантирован успех в спорте, но они умрут через пять лет? 52% процента опрошенных атлетов ответили утвердительно. Этот вопрос стал известен как дилемма Голдмана.

К сожалению, Super-chicken Model продолжает использоваться не только во многих спортивных клубах и компаниях. На ней строится общепринятая модель образования. Вместо акцента на получение знаний всеми участниками, устраивается борьба за оценки в школе, которая в университетах перерастает в борьбу с другими учащимися.

Что получают работодатели от подобных сотрудников? Нацеленность на борьбу с другими сотрудниками, а не работу на благо компании и поддержание правильного микроклимата в рабочем социуме.

Есть множество самых разных экспериментов, которые демонстрируют на простых примерах, как в таком случае работает мотивация. Одним из самых известных примеров в этой области является “эффект IKEA”, описанный в 2011 году на основе исследования Майкла Нортона, Дэниела Мочона и Дэна Ариели.

Суть “эффекта IKEA” заключается в том, что работа, которую мы прикладываем для сборки какого-либо продукта (например, мебели IKEA), повышает ценность этого продукта для нас самих.

Данная особенность нашего восприятия была известна маркетологам еще с середины 20 века, когда массово начали появляться полуфабрикаты. Однако систематизирована данная информация была с расцветом поведенческой экономики.

Исследователи продемонстрировали, что данный эффект верен и для другой деятельности, в которой участниками применяется творчество. В том числе с задействованием финансовой мотивации.

В психологии мотивации существует разделение мотивации на внутреннюю и внешнюю. В рамках поведенческой экономики исследователи пришли к похожим выводам.

Внутренняя мотивация – самая эффективная. В этом виде мотивации у человека есть чистое желание что-либо делать. Внешняя мотивация бывает разных видов. Например, она может быть финансовая. Так вот считается, что финансовая мотивация самая неэффективная. Кстати, в статье об ошибках футбольных клубов я приводил пример разрушающей силы финансовой мотивации.

Когда нашими действиями руководит внутренняя мотивация, мы чувствуем себя хорошо. Как только вмешивается внешняя мотивация, то есть мы работаем ради денег, ради оценок или чтобы избежать наказания, начинаются некоторые проблемы.

Кроме очевидных положительных свойств внешней мотивации, как заработанные деньги или избежание наказания, появляется ряд психологических проблем. То есть для работодателя негатив внешней мотивации исходит не только в неэффективности деятельности сотрудника, но и в причинении ему психологических травм.

Долгосрочная стратегия может строиться эффективно только на основе внутренней мотивации (пусть и с примесью внешней мотивации). Внешняя мотивация решает краткосрочные цели.

Серьезная проблема, с которой сталкиваются работодатели – это крайне низкое ранжирование работы сотрудниками. Благодаря исследованию британских ученых Мэтью Уайта и Пола Долана, нам стало известно, что среди 18 основных видов деятельности работа находится на последнем месте по получению удовольствия. Даже домашние дела, которые находятся на предпоследнем месте, получили куда более положительный результат.

При этом работа в восприятии людей должна приносить наибольшее вознаграждение из всех видов деятельности. Что интересно, волонтерская работа по получаемому удовольствию находится в середине списка, но по ожидаемому вознаграждению волонтерство соперничает с работой.

Напомню, эволюционно проявление альтруизма свойственно нам по эгоистическим причинам. Эволюция постарались заставить “полюбить” нас альтруизм, чтобы увеличить шансы на взаимную помощь в будущем (что повышает наши шансы на выживание, а значит и на воспроизведения потомства). И вот как раз подобное ожидание вознаграждения за волонтерство подтверждает это.

Но вернемся к работе. В психологии мотивации считается, что виной подобному восприятию работы служит финансовая мотивация, которая негативно влияет на внутреннюю мотивацию. То есть если пустить все на самотек, со временем обнаружится, что люди, которые еще совсем недавно любили свою работу, начав получать за нее деньги, разочаровываются в своей деятельности.

Так как без финансовой мотивации обойтись трудно, в ход вступают различные инструменты, которые должны помочь поддерживать внутреннюю мотивацию.

Поведенческая экономика позволяет нам понять, что для этого необходимо привлекать ваших сотрудников и даже клиентов в процесс создания. Стоит отметить, что если работа человека не позволяет серьезно задействовать творческую сторону, фактор внутренней мотивации нивелируется. К счастью, задействовать творческую сторону можно даже в самых неожиданных профессиях.

Вовлечение людей должно быть хорошо продуманным и действительно максимально вовлекать. Не делать вид с помощью простых кампаний или голосований в социальных сетях, что вы даете немного власти. Нужно полноценно делегировать власть, определив ее предсказуемыми рамками.

Эффект IKEA как раз служит хорошим примером такого делегирования власти. Плохим примером служат голосования о применении имени или выборе дизайна. Как показывают многочисленные примеры, вы столкнетесь с негативными последствиями. Вполне вероятно, над вами захотят пошутить, предложив оскорбительное название или ужасный дизайн.

Но даже без троллинга в серьезном голосовании вы не получите нужную степень вовлеченности и реального мнения без инструментов нейромаркетинга.

В случае рабочего коллектива или спортивной команды нужно в первую очередь убедиться в том, что топ-менеджмент и тренерский штаб хорошо знакомы с психологией мотивации.

Члены рабочего коллектива и команды должны чувствовать уважение к себе и причастность в достижении общих целей. Даже если они не играют в командном успехе особой роли.

Подходы могут быть достаточно разными. Чем больше факторов будет учтено, тем лучше. С каждым годом человечество все дальше продвигается в понимании собственного мозга и мотивации. Странно, что далеко не все считают это важным фактором достижения результата.

Тем более психология важна не только для игровых настроек спортсмена или мотивации сотрудника, важны многие мелочи из повседневного процесса. Важно уметь объединять большие общекомандные цели и ежедневную рутину.

Кроме того, работа с каждым отдельным спортсменом и сотрудником для достижения наибольшей эффективности должна быть индивидуальна. Необходимо понимание теории самодетерминации хотя бы на общем уровне.

Для мотивационной зажигательной речи в английском языке есть понятие “pep talk”. Его часто высмеивают, потому что без понимания важности разных факторов в мотивации, мотивационная речь становится всего лишь необходимым элементом в жизни коллектива. Элементом, который нередко теряет свой смысл. На этот фактор нужно обратить отдельное внимание.

И, конечно, нужно следить за общей атмосферой в коллективе. Super-chicken Model продемонстрировала свою несостоятельность не только среди цыплят. Исследование профессора психологии Стэнфордского университета Кэрол Дуэк показало, что компании с мировоззрением Super-chicken Model менее инновационные, потому что сотрудники боятся ошибиться. Вспомните пример Microsoft из начала статьи.

В каждом случае существует свой серьезный подход. Но руководствуясь описанной мной логикой, вы сможете добиться существенного прогресса самостоятельно.

Если вы хотите получить профессиональный глубокий подход, пишите нам на E-mail leon@sportsneuromarketing.com, и я с группой профессионалов поможем вашему коллективу работать более эффективно и с большим удовольствием.

 

C уважением,
Леон Зэ Алиен

 

Подписывайтесь на нашу E-mail рассылку, а также на мой канал в Telegram.



 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как создать ажиотаж вокруг вашего бренда

 

Изображения: Matteo Vistocco, Craig Whitehead, Giphy

Articles

Almost everything you need to know about motivation in sports and beyond

motivation

Motivation often becomes the cornerstone of success, because so far too many leaders prefer to turn a blind eye to mastering the science of motivation.

We often hear from the heads of top clubs and well-known companies that football players and employees are required to be motivated by the employer’s name alone. But if you start looking at these clubs and companies who have such a high opinion of their brand, you’ll find out that they are the ones that have the biggest problems.

Remember Steve Ballmer of Microsoft saying that. When motivation experts recall negative examples, a certain “large technology company” often slips out, the name of which is not called. Ballmer had a personal view of the motivation of employees, except it was in the opposite direction from efficiency.

Several times, I happened to hear a story about Microsoft disbanding the entire department, completely abandoning their developments. But at the same time, all the employees of the department remained in the company. Naturally, the specialists had no more motivation to work for the company, as they frankly stated.

But one could easily prevent this by analyzing the work of the department element by element and considering the way to apply these developments in any form possible. People would then understand that their work was not in vain.

Let’s not forget though about stack ranking introduced by Ballmer into Microsoft. All employees of the company were divided into groups according to their productivity. The future of the person in the company and his/her salary depended on the group and his/her place in it. Reclassification took place every six months, therefore the goals were set for this time period, and some employees tried to negatively affect the work of their colleagues, so as not to get to the bottom of the group.

A similar model of motivation is called the Super-chicken Model. It involves a constant struggle with others to be on top. Its name was obtained from the experiment with chickens.

Evolutionary biologist William Muir from Purdue University studied chickens. He wanted to increase the egg-laying productivity, so Muir conducted the following experiment: he selected a group of ordinary chickens and let them alone for six generations.

The researcher then selected a group of the most productive chicks (super-chickens). Muir picked out only the most fertile specimen from each generation of this group to procreate.

What happened after six generations? The first group, consisting of the average specimen, had good outcomes. Its representatives were in an excellent physical shape and had their productivity increased drastically.

What did the researcher discover about the second group? After six generations, only three chicken units remained alive. The rest were pecked by them to death. Individually productive chicks (super-chickens) had achieved success by suppressing other members of the group.

This experiment obviously gained popularity in the business environment, because it allowed drawing the analogy with the functioning of most companies and even states. Moreover, it was confirmed on people.

But the destructive essence of this problem was understood long before this study. I’ve already considered the problem of sport one way, but the Super-chicken Model provides an understanding of this issue in a different light.

In 1984, Robert Goldman conducted a survey of 198 elite professional athletes. He asked whether they would accept doping if it guaranteed them success in sport but caused them to die after five years. 52% of the surveyed athletes responded in the affirmative. This issue became known as Goldman’s dilemma.

Unfortunately, the Super-chicken Model is still being used not only in many sports clubs and companies, but it is also the basis of the generally accepted education model. Instead of focusing on gaining knowledge by all the participants, it encourages the struggle for grades in school, which in university develops into a struggle with other students.

What do employers get from such employees? They get the focus on fighting other employees, rather than working for the benefit of the company and maintaining the right microclimate in the working community.

There are many experiments of various kinds that demonstrate on simple examples how motivation works in this case. One of the best-known examples in this area is the IKEA Effect described in 2011 on the basis of a study by Michael Norton, Daniel Mochon, and Dan Ariely.

The essence of the IKEA effect is that the work we do to assemble a product (like IKEA furniture) increases the value of this product for ourselves.

This feature of our perception has been known to marketers since the massive emergence of semi-finished products in the middle of the 20th century. However, this information was systematized only when behavioral economics flourished.

The researchers have demonstrated that this effect is true for other activities as well, in which participants use their creativity, including the one which involves financial motivation.

In the psychology of motivation, there is a division of motivation into the intrinsic and the extrinsic. Within the behavioral economics, researchers came to similar conclusions.

Intrinsic motivation is the most effective. With this kind of motivation, a person has a pure desire to do something. As to the extrinsic motivation, there are different kinds of it. It can be financial. The financial motivation is believed to be the most inefficient. By the way, in the article on the mistakes that football clubs make I provided an example of the destructive force of financial motivation.

When our actions are guided by intrinsic motivation, we feel good. As soon as the extrinsic one interferes, e.g. when we work for money, for the sake of assessments, or to avoid punishment, some problems begin.

In addition to the obvious positive properties of extrinsic motivation, like money earned or punishment escaped, a number of psychological problems arise. I mean, for the employer, the negative side of extrinsic motivation is not only the ineffectiveness of the employee’s activity but also the infliction of psychological traumas on him/her.

A long-term strategy can be built effectively only on the basis of intrinsic motivation (albeit with a bit of extrinsic motivation involved). Extrinsic motivation achieves short-term goals.

A serious problem faced by employers is the extremely low stack ranking of work by employees. The study by British scientists Mathew P. White and Paul Dolan enabled us to discover that among the 18 major kinds of activities, work ranks lowest in providing pleasure. Even the housework, which ranks second to last, got a much more positive result.

In the minds of people though, of all activities, work should bring the greatest reward. Interestingly, volunteer work ranks middle in pleasure providing but vies with work in reward expectancy.

Let me remind you that evolutionarily, we tend to manifest altruism for selfish reasons. Evolution tried to make us “love” altruism, to increase the chances of mutual assistance in the future (which increases our chances of survival, and hence procreation). It’s this reward for volunteering expectancy that proves it.

Now back to work. In the psychology of motivation, it is believed that such perception of work is due precisely to financial motivation, which negatively affects the intrinsic one. I mean, if you let things go on their own, you will eventually find out that people who loved their work just a short time ago grow disappointed in their activities when get paid for.

Since it is difficult to do without financial motivation, this is where various tools intended to help sustain the intrinsic one come in.

Behavioral economics allows us to understand that it requires the involvement of your employees and even clients in the creative process. It is worth noting that if a person’s work does not allow a significant engagement of his/her creative side, the internal motivation factor is reduced. Fortunately, you can even engage the creative side in the most unexpected professions.

Involvement of people should be well-thought-out and as full as possible, without pretending to grant a little authority by using simple campaigns or voting on social media. You have to fully delegate authority, determining the predictable limits of it.

The IKEA Effect just serves as a good example of such authority delegation. A bad example is voting of the name application or design selection. As numerous examples show, you’re going to face negative consequences. It is quite likely they will want to make fun of you by offering you an insulting name or an awful design.

But even without trolling, you won’t get the right degree of involvement and real opinion through a serious voting without the neuromarketing tools.

With a work group or a sports team, first of all, you’ve got to make sure the top management and the coaching staff is well acquainted with the psychology of motivation.

Members of the work group and team should feel respected and involved in achieving common goals even if they don’t appear to make an essential contribution to the team success.

Approaches can differ. The more factors will be taken into account, the better. Every year, mankind progresses further in understanding its own brain and motivation. I find it strange that by no means all regard this as an important factor in achieving a result.

All the more, psychology is important not only for the game settings of the athlete or the motivation of the employee, many daily routine trifles are essential. It is important to be able to combine large team goals and daily routine.

In addition, work with each athlete and employee on the achievement of the greatest efficiency should be individual. You’ve got to be at least partly acquainted with the self-determination theory.

English has got a concept of “pep talk” for a motivational, inflammatory speech. It is often ridiculed because without understanding the importance of various factors in motivation, a motivational speech becomes just an essential element of a team’s life – an element which often loses its meaning. You’ve got to consider this factor separately.

Surely then, you have to monitor the overall atmosphere in the team. The Super-chicken Model proved inconsistent not only among chickens. A study by Professor of Psychology at Stanford University Carol Dweck revealed that companies with a Super-chicken Model outlook were less innovative because employees are afraid to make a mistake. Think of the Microsoft case described at the beginning of the article.

Each case has got its own serious approach. But you can make significant progress on your own if guided by the logic I’ve described.

If you need a deep professional approach, you can write to us at E-mail leon@sportsneuromarketing.com, and our group of professionals including me will help your team work more efficiently and with more pleasure.

 

Best regards,

Leon The Alien

 

Subscribe to our cool E-mail newsletter, and start following me on Twitter.



 

SEE ALSO: How to create agiotage around your brand

 

Images: Matteo Vistocco, Craig Whitehead, Giphy