Статьи

Почему люди нерациональны и как этим можно воспользоваться в спорте

люди нерациональны

Наши клиенты довольно часто пытаются услышать объяснение понятным языком, почему же собственно люди нерациональны? Особенно когда любой человек, изучавший экономику, сталкивался с обратным подходом, который продолжает существовать в той или иной степени до сих пор повсеместно.

Легче всего объяснить это людям, которые имели опыт торговли акциями или валютами с целью заработать на волатильности. Если у трейдера нет жесткой стратегии, когда дела начинают идти плохо, человеческий мозг сходит с ума, пытаясь вернуть потери.

Такова эволюционная особенность нашего мозга – мы крайне не любим расставаться с тем, что у нас есть. Этот феномен детально изучался с позиции поведенческой экономики. В частности, благодаря Нобелевскому лауреату Даниэлу Канеману и его многолетнему соратнику Амосу Тверски, появилось название этого феномена – избегание потерь.

В психологии этот феномен называется эффект владения. В маркетинге и продажах он также хорошо известен. Многие продавцы пытаются дать подержать продукт потенциальному покупателю, ведь в таком случае значительно возрастает вероятность покупки. С развитием нейромаркетинга этот феномен стал исследоваться уже с позиции этой дисциплины. Особенно интересовались этим феноменом розничные сети.

Однако используется он действительно повсеместно. В том числе в азартных играх.

Начиная разбираться в этом феномене, мы видим действие ряда гормонов, которые в свою очередь пытаются сохранить для нас 1) способность выжить и 2) текущий статус. И уже это в свою очередь связано с первопричиной нашего существования – репродуктивной функцией.

Вот эта первопричина создает множество различных феноменов, которые на протяжение эволюционного пути нашего вида помогали нам более эффективно реализовывать репродуктивную функцию.

Так уж случилось, что эволюция ни просто не успевает за развитием цивилизации и технологий, но и имеет свой собственный взгляд на развитие нашего вида: последние 25 тысяч лет мозг человека уменьшается быстрее, чем рос до этого.

В свою очередь мы пытаемся “перехитрить” природу, используя особенности нашего мозга в корыстных целях, в целях, которых раньше просто не существовало.

Но почему же все-таки люди нерациональны? Существует разделение на сознательное мышление (Систему 2) и бессознательное мышление (Систему 1).

Сознательное мышление мы отождествляем с собственной личностью, но реальность такова, что в процессе жизнедеятельности оно решает очень мало. Ежедневно нам приходится делать несколько тысяч принятий решений и если бы у нашего мозга не было одной хитрой уловки, нормальная жизнь была бы просто невозможна.

Что это за уловка? Гипотеза соматических маркеров объясняет, что наш мозг создает собственный соматический (эмоциональный) маркер к каждому событию в нашей жизни. Именно поэтому детям настолько сложно бывает принять решение – у них недостаточно опыта.

Однако когда опыт приходит, появляется возможность быстро принимать решение. На основе этого строятся различные стратегии взаимодействия с потребителями (фанатами).

Существуют способы отключения сознательного мышления. Например, один из способов я уже описывал в статье “Как мы можем заставить фанатов думать предсказуемо?”.

По различным оценкам от 90% до 99% решений совершаются на основе бессознательного мышления с применением соматических маркеров. Точное число зависит от семантики, которая стоит за нашим пониманием формулировки.

Ведь по сути логическое мышление в чистом виде делает выбор невозможным в принципе. Это показали эксперименты Антонио Дамазио, автора гипотезы соматических маркеров. Люди с нарушениями в вентромедиальной префронтальной коре испытывают большие проблемы с принятием решений. А это именно те люди, которые в процессе принятия решений руководствуются преимущественно логикой.

Вы можете вспомнить это по своему собственному опыту: вы выбираете дорогую покупку, долго сравниваете характеристики, но не можете сделать выбор. И только когда вы устаете, у вас получается сделать выбор. При этом выбор может быть даже не самым логичным, но для себя вы найдете объяснение, почему это лучший выбор.

Эксперименты также показали, что после контроля своих действий у человека наступает резкий спад – мозг больше не позволяет расточительно расходовать большое количество энергии на сознание, запуская более экономный режим, который помогает вам сделать выбор на основе соматических маркеров. В итоге вы выбираете тот бренд, с которым у вас существует хорошая эмоциональная связь.

И вот именно поэтому бренд важен всегда. И важны положительные соматические маркеры, находящиеся за брендом.

Как можно использовать нерациональность в спорте? Применений действительно очень много. Я привык начинать с фанатов. Ведь именно фанаты приносят клубам существенные доходы (во всяком случае, так должно быть в идеале).

Читайте серию статей #AlienForClubs, где я предлагаю интересные практические решения для клубов. Вы всегда можете заказать разработку детальной стратегии для своего клуба.

Но с фанатов все только начинается, ведь футболисты и другие сотрудники клубов – тоже люди, следовательно их мозг также нерационален. В таком случае мы можем использовать ряд стратегий из разных научных дисциплин, которые поднимают мотивацию, снижают ожидания по зарплате, повышают эффективность. Мы также с удовольствием сделаем это конкретно в вашем клубе с гарантией результата.

Пишите нам на E-mail leon@sportsneuromarketing.com. Мы ответим вам в течение 24 часов.

Более подробно о возможностях мотивации читайте в статье “5 ключевых ошибок футбольных клубов”.

 

С уважением,

Леон Зэ Алиен

 

Читайте наш блог, подписывайтесь на меня в Твиттере, оформляйте подписку на еженедельную рассылку.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему важно понимать, как ваши фанаты воспринимают счастье

 

Изображения: Saksham Gangwar, Giphy

Articles

Why are people irrational and how can this be used in sports?

irrational

When we carry out the projects, our clients quite often try to hear a clear explanation on why people are actually irrational. Especially when any person who studied the economy, faced with a reverse approach, which continues to exist in varying degrees to this day all over the place.

It can be best explained to people who have had experience in trading stocks or currencies in order to earn on volatility. If a trader does not have a fixed strategy, when things start going wrong, the human brain goes crazy, trying to regain losses.

This is the evolutionary feature of our brain – we extremely dislike parting with what we have. This phenomenon was studied in detail from the point of view of behavioral economics. In particular, thanks to the Nobel Prize winner Daniel Kahneman and his long-time associate Amos Tversky, there appeared the name of this phenomenon – the loss aversion.

In psychology, this phenomenon is called the endowment effect. It’s pretty well known in marketing and sales as well. Many sellers are trying to let the product into the hands of a potential buyer, since the probability of purchase increases significantly in this case. With the development of neuromarketing, this phenomenon began to be studied from the standpoint of this discipline. Retailers got especially interested in this phenomenon.

However, it is used all over the place, including in gambling.

Beginning to understand this phenomenon, we see the effect of a number of hormones, which in turn try to preserve for us 1) the ability to survive and 2) the current status. And this, in turn, is connected with the primary cause of our existence – the reproductive function.

This root cause creates many different phenomena that during the evolutionary path of our species helped us to more effectively realize our reproductive function.

It just so happens that evolution does not just fail to keep pace with the development of civilization and technology, but has its own view on our species development: during the past 25 thousand years, the human brain has been decreasing faster than it grew before.

In turn, we are trying to “outsmart” nature, using the peculiarities of our brain for selfish purposes, those that simply did not exist before.

But what’s the reason for people being irrational? There is a division into the conscious mind (System 2) and the unconscious mind (System 1).

We identify the conscious mind with our own personality, but the reality is that it gets little involvement in our vital activity process. Every day we have to make several thousand decisions, and if our brain did not possess one cunning trick, a normal life would simply be impossible.

What kind of trick is that? The somatic markers hypothesis explains that our brain creates its own somatic (emotional) marker for every event in our life. That’s why it is so difficult for kids to make a decision – they haven’t got enough experience.

However, when experience comes, it becomes possible to make quick decisions. It is the basis for various strategies for interaction with consumers (fans).

There are ways to turn off the conscious mind. For example, one of the ways I’ve described in the article called “How can we make fans think in a predictable way?”.

According to various estimates, between 90% and 99% of decisions are made by the unconscious mind on the basis of somatic markers. The exact number depends on the semantics that lie behind our understanding of the wording.

After all, logical thinking in its pure form makes the choice impossible in principle. This was proven by the experiments of Antonio Damasio, the author of the somatic markers hypothesis. People with the ventromedial prefrontal cortex disorders experience great problems with decision making. And these are the people who are guided primarily by logic in their decision-making process.

You can recall this from your own experience: you are choosing an expensive purchase, comparing characteristics for a long while, but you can not make a choice. And only when you get tired, you manage to make it. It may not even be the most logical choice, but you will find for yourself an explanation of why it is the best one.

Experiments have also shown that after controlling his/her actions, a person experiences a sharp decline – the brain no longer allows wasteful spending of a large amount of energy on the conscious mind, triggering a saving mode that helps you make choices based on somatic markers. You end up choosing the brand you’ve got a good emotional connection with.

So that’s why the brand is always important. And so are the positive somatic markers behind the brand.

How can we use irrationality in sports? The ways to apply it are many. I’m used to starting with fans. Because it’s the fans that bring the clubs a significant income (at least it should ideally be so). Read the #AlienForClubs series of articles, in which I offer interesting practical solutions for clubs. You can always order the development of a detailed strategy for your club.

But fans are only the beginning, because football players and other clubs employees are also humans, so their brains are irrational as well. In this case, we can use a number of strategies from different scientific disciplines that raise motivation, reduce salary expectations, and increase efficiency. We will be happy to do it specifically for your club as well, and the result is guaranteed.

Just make your request by sending me a message on E-mail leon@sportsneuromarketing.com. We will reply you within 24 hours.

 

Best regards,

Leon The Alien

 

Read our blog, subscribe to me on Twitter, and subscribe to the weekly newsletter.



SEE ALSO: Why it is important to understand how your fans perceive happiness

 

Images: Saksham Gangwar, Giphy