Статьи

Главные ошибки в PR футбольных клубов

PR футбольных клубов

Сегодня я предлагаю рассмотреть PR футбольных клубов и те ошибки, которые они допускают как в самом PR, так и в SMM.

Хочу отметить, что мои представления базируются не только на общепринятых на Западе правилах, но и на понимании нейромаркетинга и нейродизайна, которые влияют на структуру и форму обращения.

Также мы ведем группу молодых футболистов отличного агента на специфическом рынке. Не вдаваясь в подробности, скажу, что была разработана интересная PR-стратегия, которая без особого вливания средств (но с большим вливанием наших сил и нервов) уже дала результат и по некоторым из “наших” футболистов, и по довольно известному, но возрастному игроку.

Кроме того, мы запускаем стартап в далекой от футбола области, где мне приходилось постигать все тонкости раскрутки в отраслевых изданиях, бесплатно получать рекомендации от лидеров мнений и получать для нас первые существенные заказы с раскрутки на Линкдине.

И на основе этого бэкграунда я поделюсь своим видением ситуации в PR футбольных клубов (и не только).

 

1. Кризис и паракризис. Начинаю именно с этого пункта, потому что меня, скажу откровенно, выводит из себя, насколько плюют на эти понятия на постсоветском пространстве не только в футболе, но и в других областях тоже (включая политику).

Кризис в PR – это какой-нибудь фэйл, который может иметь серьезные последствия для бренда. Паракризис – это что-нибудь не особенно серьезное, но каждый паракризис имеет шанс стать полноценным кризисом, если его проигнорировать. Все мы прекрасно понимаем, что если есть интерес, даже небольшой негатив можно раздуть до небывалых масштабов. Умелые руки, немного связей и четкий план. Ну и деньги никогда лишними не будут.

Но в постсоветской реальности принято считать, что если вы что-нибудь не комментируете, то этого как бы нет. Будто люди успокоятся и забудут. Кроме Дмитрия Анатольевича такие примеры в огромном количестве можно насобирать.

Подобная стратегия работает только в том случае, если людей мало и им и так все равно. Либо в созданной реальности, когда слишком много событий, подрывающих более адекватную реальность. Только вот если кому-нибудь действительно нужно, конкретный кризис будет продолжать раскручиваться. Ну вот как с тем же Дмитрием Анатольевичем.

Вообще любой негатив, связанный с вашим брендом, – это крайне плохо. Если захотите узнать о разных видах памяти, вы столкнетесь со связью памяти и эмоций с помощью гипотезы соматических маркеров.

Эта гипотеза меняет наше представление о принятии решений. Наш мозг на протяжении всей жизни создает и обновляет соматические (эмоциональные) маркеры по отношению к абсолютно каждому опыту и событию в нашей жизни. Это делается для экономии энергии нашим мозгом, потому что этот важный орган нашего тела потребляет достаточно большое количество энергии.

Эволюционно это повышает наши шансы на выживание, а значит и на более многочисленное потомство. А это собственно все, что нашим генам от нас надо. Как известно, чувства, мораль, цели – все теми и иными путями сводится к одной цели – размножению.

В текущий момент развития цивилизации эта особенность нашего мозга активно используется для понимания процесса принятия решений. Я не буду углубляться в эту гипотезу, потому что делаю это и так довольно часто.

Все, что нужно знать в контексте конкретной темы: если вы связываете свой бренд с негативными эмоциями, это обязательно скажется на восприятии вашего бренда негативно. Мы можем сами не понимать, почему не любим тот или иной бренд, но за каждым подобным негативным чувством стоят негативные эмоции из прошлого. И наоборот.

Мое убеждение, что если вы занимаетесь маркетингом, PR, продажами, вы хотя бы на основном уровне должны знать о разделении на Систему 1 (бессознательное), Систему 2 (сознательное) и о том, как к ним обращаться. Обращение к ним в зависимости от ваших целей ну очень разное. Однако бренды (меньше – на Западе, больше – в России) продолжают тратить огромные средства на то, что ни просто не работает, а даже имеет негативный эффект на бренд, а значит и на продажи.

Честно говоря, когда меня заносит на российские и украинские телеканалы, я не могу смотреть рекламу спокойно, потому что мне хочется что-нибудь сделать с теми рекламщиками, которые уничтожают бренд, к тому же беря за свои “услуги” деньги.

 

2. Контент. В этом пункте для начала я предлагаю вам сравнить контент от “Барселоны” и “Реала”, чтобы увидеть конкретную разницу.

Ни у кого же не возникнет вопросов, что в “Реале” явно работают специалисты с хорошим образованием? Такой клуб просто не станет нанимать других людей. Но все прекрасно понимают, что образование образованию рознь.

Мы можем посмотреть на достаточно известные имена из Лондонской школы бизнеса, которые будут уверять, что отсутствие позиционирования – это то, что вам нужно.

Можем посмотреть на датских нейромаркетологов, к которым стоит очередь из больших европейских компаний, но которые в своих курсах нагло подделывают даже самые известные нейромаркетинговые исследования, чтобы показать нужную им красивую реальность работы нашего мозга.

Можем заглянуть в США, где в одном из ведущих учебных заведений по спортивному маркетингу исследуют эмоции болельщиков с помощью обычных опросов. И т.д. Если задаться целью, насобирать подобных примеров можно очень много. Это только то, что оставило наибольший след в моей памяти.

Что в итоге получается? Что “Барселона”, которая работает немного иначе, чем “Реал”, даже самое обычное видео с тренировки пытается сделать интересным. Например, вот так:

У “Реала” же наиболее интересным получаются простые нарезки индивидуального мастерства футболистов:

И это, конечно, круто. Только всю работу здесь сделал Хамес Родригес. Чтобы убедиться, что я не случайно критикую “Реал”, посмотрите их видео с Джулией Робертс на “Сантьяго Бернабеу”:

У “Барселоны” тоже не идеальный контент, но видно, что люди хотя бы пытаются придать эмоциональную сторону нарезкам из жизни клуба. Кроме того, у них есть серия классных по задумке видео о дне из жизни конкретного футболиста. Также много внимания уделяется молодежи клуба, выкладываются лучшие голы.

Повторюсь: я не считаю это идеальным контентом. Мне очень нравится контент, который производят некоторые клубы MLS, сама лига и американская федерация о жизни разных сборных государства. Контент делается действительно качественно и выглядит потрясающе. При этом клубы, лига и федерация имеют к тому же аккаунты на Giphy, где поставляют фанатам интересные гифки.

Наверное, лучше всего получается контент для поколений Z и Y у “Филадельфии Юнион”. Может быть, тоже неидеально, но во всяком случае интересно.

В этом случае был использован ностальгический маркетинг. При этом был использован он правильно – в контексте настоящего (через прикрепленные фотографии игроков клуба). Главное правило ностальгического маркетинга: использовать ностальгию исключительно в контексте настоящего. Без привязки к настоящему вы нанесете серьезный урон по бренду. Ну вот так работают те самые соматические маркеры.

А еще на развитых рынках очень важен cause-related маркетинг. Это социальный маркетинг, но который имеет отношение к бренду. Только потребитель как бы не должен понимать, что бренд от этого имеет пользу. То есть потребитель воспринимает cause-related маркетинг в качестве социального маркетинга. Но он таковым не является. Вот так все запутано. Пример от все той же “Филадельфии Юнион”:

С точки зрения нейромаркетинга cause-related маркетинг – это хорошо, потому что в данном случае можно использовать эволюционную психологию, работу окситоцина и т.д. И это будет для бренда победа.

А еще помните новость трехмесячной давности о том, что клуб MLS ищет себе татуировщика на постоянную работу? Это была как раз “Филадельфия Юнион”. Это я к тому, что насколько в футболе по всему миру скучный маркетинг, если эта новость наделала очень много шуму. При этом интересно, что большая волна началась из Великобритании. В самих США она вышла за пределы соккер-комьюнити именно оттуда.

Если вы хотите увидеть альтернативный мир, где каждый клуб применяет интересные маркетинговые ходы, тогда заходите в рубрику #AlienForClubs.

 

3. Мемы. Ну это как-то очень неловко выглядит в большинстве случаев, когда крупные бренды (включая футбольные клубы) используют мемы. Нормально это выглядит, когда приходит спонтанно, а не когда люди сидят часами, думая о том, что же сегодня притянуть за уши. То есть в большинстве случаев бывает лучше промолчать.

Когда за перепиской брендов в социальных сетях стоит одно агентство – это вообще что-то за гранью адекватности. Делают они, а стыдно всем вокруг.

Я понимаю, что есть сегменты, которым зайдут ваши мемы. Но большинство компаний, использующих мемы, как мне кажется, даже не особо соприкасается с теми сегментами. Их видят как раз люди, которые ждут более качественный контент, чем несмешные мемы или статьи с намеком на оригинальность в одно предложение (ну вы поняли, о каком банке я говорю, их фаундер еще гордится таким “креативом”).

Даже если вашей целевой аудитории заходит низкокачественный контент, убедитесь, что подобный контент соответствует позиционированию вашего бренда. Странно, что вся эта целевая аудитория стремится покупать продукцию Apple, да? Ведь по вашей логике они не должны ее хотеть покупать. А должны они покупать ширпотреб с ресурсов Джека Ма, которые перепродают в VK.

Apple колоссальные усилия приложила для создания нужного прайминга. Известно, что они долго работали над созданием связи между брендом и креативностью. Это была большая стратегия, которая дала впечатляющие результаты. Да, в выполнение этой стратегии были вложены большие средства, но нужно полагать, что и коэффициент окупаемости был очень высокий.

Не забывайте о важности статуса. Это один из самых основных параметров с точки зрения эволюционной психологии, так как он ведет к получению более качественного потомства. Поэтому для людей всегда будет важен статус. Особенно для тех, кто вроде бы и смеется над вашими тупыми мемами, но стремится покупать продукцию ваших конкурентов.

Поэтому просто хорошо подумайте над последствиями. Стратегии могут быть разными, позиционирование бренда может быть разным, бизнес-модель вашего бизнеса может быть разной и т.д.

 

4. Это нормально, когда за каждый аккаунт отвечает отдельный человек. А у клуба их может быть несколько даже в одной соцальной сети – все-таки у клубов есть еще те же маскоты, да и футболистам помогать нужно. Их поведение ведь влияет на ваш бренд.

Даже если сама деятельность конкретного сотрудника не окупается, обидно, вкладывая в развитие бренда существенные средства, оступаться на мелочах.

Отличный пример – диджитал-команда “Лос-Анджелес Гэлакси”. Они по праву считаются лучшими в MLS, они действительно мониторят каждое упоминание о себе, они производят достаточно большое количество контента хорошего качества, они четко придерживаются позиционирования клуба.

И если кто-то всматривается в диджитал-деятельность клубов, то по вот этим разным мелочам видна значительная разница между клубами.

Поэтому привожу плохой пример тоже из MLS – диджитал-команда “Торонто”. Они предоставляют такой пример, когда люди работают спустя рукава. То есть с одной стороны видно, что они могут и умеют делать хороший контент, с другой стороны понятно, что они не особо хотят это делать.

Как-то я даже возмущался в своем английском Твиттере по этому поводу:

Но, чтобы вы поняли, что у российских клубов не все так плохо с маркетингом, “Торонто” с этого сезона начал использовать сразу две эмблемы. При этом не было сделано никаких заявлений и болельщикам все равно.

Единственные небольшие обсуждения были на странице клуба в Фейсбуке в комментариях под фотографиями. Я специально мониторил ситуацию. SB Nation, Reddit – нигде эта тема не поднималась. Во всяком случае, до начала сезона в течение более месяца после обновления эмблем в социальных сетях. То есть в социальных сетях новая эмблема, а на футболках – старая.

Еще я хочу отметить сходство известного ролика “Спартака”, выпущенного год назад, и ролика “Торонто”, выпущенного этой зимой. Я не о плагиате, а о том, что это в принципе качественные ролики в похожем стиле, нацеленные на получение одинаковых эмоций.

Кстати, если кто-нибудь все еще уверен, что в США и Канаде футбол мало кого интересует, то у роликов примерно одинаковое количество просмотров.


Не знаю, проверяли ли реакцию целевой аудитории с помощью инструментов нейромаркетинга, но, мне кажется, в случае московского клуба обошлись просто интуицией. Не хочу никого обижать, ведь сделано действительно на уровне, но с точки зрения нейромаркетинга в ролике есть грубые ошибки, которые негативно влияют на крутой бренд московского клуба.

А вот в случае с “Торонто” ситуация обратная. Хотя у канадского клуба, как мы выяснили выше, и так хватает негатива по отношению к бренду. В любом случае, оба примера достойные. И этими видео я и хочу закончить этот пост.

Если вам нужна консультация, создание стратегии и ее внедрение, напишите мне на E-mail leon@sportsneuromarketing.com, мы ответим вам в течение 24 часов.

 

C уважением,
Леон Зэ Алиен

Подписывайтесь на нашу крутую еженедельную E-mail рассылку (только самое интересное и полезное), а также на мой Твиттер.



 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как зарабатывать на драках фанатов

 

Изображения: Naphtali Marshall, Giphy

Articles

The major mistakes of football clubs in PR and SMM

PR

Today I suggest that we consider PR and SMM of football clubs and the mistakes they make.

I’d like to note that my ideas are based not only on generally accepted rules, but also on the understanding of neuromarketing and neurodesign, which affect the structure and form of appeal.

We are guiding a group of young players of an excellent agent as well. Without going into detail, I will say that a peculiar PR strategy was developed that without any special infusion of funds has already yielded results for both some of “our” players and a relatively well-known but overage player.

In addition, we’re launching a startup in a field far different from football, where I’ve had to comprehend all the niceties of promotion in industry publications, to get free recommendations from opinion leaders and receive for us the first significant orders from the promotion on LinkedIn.

And on the basis of this background I’m going to share my vision of the situation in football (and beyond).

 

1. Crisis and paracrisis. I start from this point, because it frankly puts me out, how much they shrug off these concepts in some markets not only in football, but in other areas as well (including politics).

The crisis in PR is a fail of some kind that can have serious consequences for the brand. Paracrisis is something not particularly serious, yet each one has a chance to grow into a full-fledged crisis, if ignored. We all are perfectly aware that if anyone has got an interest, even a small negative can be inflated to an unprecedented scale. Skillful hands, a couple of connections and a clear plan. Well, money will never be superfluous.

But in some markets, it is commonly believed that if something is not commented on by you, it does not seem to exist. As if people will cool off and forget.

This kind of strategy works only if people are few and they don’t care anyway. Or it does in a created reality, where there are too many events undermining a more adequate reality. Only if someone really needs it, a particular crisis will keep on unwinding.

Well, any negative associated with your brand is extremely bad. If you want to learn about different types of memory, you will come across a connection between memory and emotions on the basis of the somatic markers hypothesis.

This hypothesis changes our perception of decision-making process. Throughout our life our brain creates and updates somatic (emotional) markers in relation to absolutely every experience and event in our life. This is done for our brain to save energy, since this important organ of our body consumes a fairly large amount of energy.

Evolutionarily, it increases our chances of survival, and hence the more numerous offspring. And this is actually all that our genes need from us. As is known, feelings, morals, goals are one way or another reduced to one goal – reproduction.

At the current moment of the development of civilization, this feature of our brain is actively used to understand the decision-making process. I will not go into this hypothesis, I do it quite often anyway.

All you need to know in the context of this topic is that if you associate your brand with negative emotions, it is definitely going to affect the perception of your brand in a negative way. We can have no idea why we dislike this or that brand, but behind each negative feeling are negative emotions from the past. And vice versa.

My belief is that if you are engaged in marketing, PR, sales, you should know at least on the basic level about the division into System 1 (the unconscious), System 2 (the conscious) and the way to appeal to them. Depending on your goals, appeal to them is pretty different. Yet brands keep on spending huge amounts of money on something that is not just non-working, but even has a negative effect on the brand, and therefore on sales.

 

2. Content. At this point, for starters, I suggest you compare the content from FC Barcelona and Real Madrid to see the specific difference.

No one would question, that Real Madrid clearly has professionals with a good education working on it, would he? It’s not the club to hire other individuals than that. But everyone is perfectly aware that educations differ.

We can look at well enough known names from London Business School, who will assure that the lack of positioning is what you need.

We can look at some neuromarketers, that big European companies are lining up to, who still in their courses brazenly fabricate even the most famous neuromarketing studies to demonstrate the beautiful reality of our brain functioning the way they want it.

We can look in the USA where in one of the leading educational institutions on sports marketing they investigate the emotions of fans with the help of usual polls, etc. If you set a goal, you can collect a lot of examples of the kind. It’s just what left the biggest mark in my memory.

So what do we have as a result? FC Barcelona which works a little differently than Real Madrid does, tries to make even the most common video from training a fascinating one. For example, like this:

While Real Madrid is best at making simple cuts of individual skills of players:

Sure, it’s cool. Only all the work has been done by James Rodriguez. To make sure that I do not criticize Real Madrid accidentally, just watch their video with Julia Roberts at Santiago Bernabeu:

FC Barcelona hasn’t got a perfect content either, but it is clear that people at least try to make the cuts from the club life emotional. In addition, they’ve got a great idea of a series of videos about a day in the life of a specific player. Also much attention is paid to the youth of the club, the best of the goals are uploaded.

Again, I do not consider it to be a perfect content. I really like the content produced by some MLS clubs, the league itself and the US Soccer Federation about the life of different national teams. The content produced is really high-quality and looks amazing. In addition, the clubs, the league and the federation have GIPHY accounts, where they supply fans with interesting GIFs.

But probably the best at producing the content for the Generations Z and Y is the Philadelphia Union. They may not be perfect in that either but make it exciting anyway.

In this case nostalgia marketing was used. In doing so, it was used in the right way – in the context of the present (through the attached photos of the club’s players). The main rule of nostalgia marketing is to use nostalgia exclusively in the context of the present. Without anchoring with the present, you will cause serious damage to the brand. Well, that’s the way those somatic markers work.

And in the developed markets, the cause-related marketing is very important as well. This is a social marketing, but it has to do with the brand. The consumer is just supposed to be unaware that the brand benefits from this. That is, the consumer perceives cause-related marketing as a social marketing. But it is not. So everything is pretty complicated. Here is an example from the same Philadelphia Union:

From the point of view of neuromarketing, cause-related marketing is good, because in this case one can use evolutionary psychology, the work of oxytocin, etc. And it will be a victory for the brand.

And then you may remember the three-month-old news about an MLS club looking for a tattoo artist for a permanent job. It was the Philadelphia Union. I mean, a boring marketing there is in football around the world, with this news having made quite a stir. Although interestingly, the big wave originated from the UK, and it’s from there that in the USA itself it went beyond the limits of the soccer community.

If you want to see an alternative world, in which every club engages interesting marketing moves, visit my site, it’s exactly what I’m doing there under the #AlienForClubs heading.

 

3. Memes. Well, it somehow looks pretty awkward in most cases, when large brands (including football clubs) use memes. It looks natural when it comes spontaneously, and not when people sit for hours, inventing another stretch for today. I mean, in most cases it is better to withhold.

When there is one agency behind the correspondence of brands in social networks, it is really something beyond the bounds of adequacy. It’s them that do it, but everyone around gets embarrassed.

I understand that there are segments that will like your memes. But I think, most companies that use memes do not even have much in common with those segments. They are rather seen by those waiting for a more qualitative content than unhumorous memes or articles with a hint of originality.

Even if your target audience likes low-quality content, make sure that such content matches the positioning of your brand. It’s weird that all this target audience is striving to buy Apple products, isn’t it? As according to your logic, they are not to be willing to buy it.

Apple have made enormous efforts to create the right priming. We know that they worked for a long time to create a connection between the brand and creativity. It was a great strategy, which produced impressive results. A lot of money was invested in the implementation of this strategy indeed, but I suspect, the rate of return on investment was very high as well.

Do not forget about the importance of status. It is one of the most important parameters from the point of view of evolutionary psychology, since it leads to a better offspring. Therefore, status will always be important for people. Especially for those who seem to be laughing at your stupid memes, but are eager to buy the products of your competitors.

So just think carefully about the consequences. Strategies may be different, brand positioning may be different, your business model may be different, etc.

 

4. It’s normal for each account to have an individual person in charge of it. And the club can have a number of them within a single social network – after all, the clubs have those mascots, and football players are those who need help. Since their behavior affects your brand.

Even if the activity of a particular employee does not pay off, it’s vexatious to stumble on trifles, while investing significant funds in the development of the brand.

An excellent example is the LA Galaxy digital team. They are rightly considered the best in MLS, they produce a fairly large amount of good quality content, and they firmly adhere to the positioning of the club.

And if someone looks narrowly at the digital-activities of clubs, these different details are the ones that show a significant difference between the clubs.

Therefore, I provide a bad example from MLS as well – the Toronto FC digital team. They serve such an example when people work through their sleeves. I mean, on the one hand, it can be seen that they can and do know how to make a good content; and on the other hand it is clear that they don’t really want to do it.

I once even got indignant in my Twitter at this:

But, so that you understand that many clubs are not so bad with marketing, from this season on Toronto FC began to use two logos. However, no statements were made, and the fans didn’t care either.

The only time it got a little discussion was on the club’s Facebook page in the comments under the photos. I monitored the situation specifically. Nowhere this topic was raised. At least before the start of the season for more than a month after updating of the logos in social networks. So there is a new logo in social networks, and the old one on T-shirts.

I would also like to note the similarity of the well-known clip of FC Spartak Moscow, released a year ago, and a video of Toronto FC, released this winter. I’m not talking about plagiarism, I’m talking about the fact that they are basically high-quality videos in a similar style, aimed at providing the same emotions.

By the way, for those who are still sure that few people in the US and Canada are interested in football, these videos have got almost the same number of views.

I do not know if the reaction of the target audience was tested with the help of neuromarketing tools, but it seems to me that in the case of FC Spartak, they got by with mere intuition. I don’t mean to offend anyone, because it’s really done up to the mark, but from the point of view of neuromarketing, the video has got gross mistakes that negatively affect the brand of the Moscow club.

But as with Toronto FC, the case is the opposite. Although the Canadian club, as we found out above, has got enough negative about the brand. In any case, both examples are worthy. And these are the videos I’d like to finish my post with.

If you need advice, creation and implementation of a strategy, write to me at E-mail leon@sportsneuromarketing.com, and we will reply to you within 24 hours.

 

Best regards,

Leon The Alien

 

Subscribe to our cool E-mail newsletter, and start following me on Twitter.



 

SEE ALSO: How to make money on fan rumbles

 

Images: Naphtali Marshall, Giphy