Статьи

Как возобновить доверие к бренду

Возобновить доверие

Когда ваш бренд (в том числе персональный) переживает кризис, логика – последнее, к чему надо обращаться. На примере звезд Голливуда мы видим, что такой базовый принцип, как признание вины, применяется повсеместно. И он в некоторым смысле помогает даже в конкретном контексте, который не предполагает прощения.

Ранее я уже описывал, как работает механизм доверия с точки зрения эволюционной психологии. Доверие – это наша бессознательная работа на социум ради повышения собственных шансов на выживание, на помощь и, что самое главное, на воспроизведение потомства.

Желание расплаты за предательство доверия и нарушения установленных в обществе правил – обратная сторона доверия. Это очень важно для понимания не только в контексте PR и возобновления доверия к бренду, но и просто для повседневной жизни.

При построении стратегии к возобновлению доверия к бренду нужно обращаться не к логике, а к данному когнитивному искажению, лежащему в основе построения социума.

 

При перестройке доверия мы должны понять следующие вещи:

1. Реальная причина. Что на самом деле привело к кризису? Ведь зачастую говоря одно, мы подразумеваем совсем другое (и даже не задумываемся об этом).

Действительно ли главной причиной обвинений актеров и продюсеров Голливуда стали сексуальные домогательства? Ведь многим за пределами США (да и в самих США) непонятно отношение (в том числе эмоциональное) к сексу внутри Голливуда.

В большинстве обвинений в домогательствах мы сталкиваемся как раз с нарушением принципа доверия. Не получая должной отдачи, люди начинают чувствовать себя обманутыми, для их бессознательного мышления подобная ситуация – сигнал к мести, где логический подход отсутствует напрочь.

Это простой пример, демонстрирующий важность определения реальной проблемы. Какой смысл тратить энергию и средства на борьбу не с настоящей причиной?

2. Функционирование мозга. Перед тем, как выстраивать PR-стратегию, нужно убедиться, что вы понимаете, как минимум, осуществление процесса принятия решения, гипотезу соматических маркеров, функционирование эмоциональной памяти.

Ведь эти и многие другие факторы, на которых базируется наше восприятие бренда – ключ к успешному решения проблемы. Всегда легче допустить, что вы все знаете, но лишняя ошибка в исправлении ситуации будет стоить намного дороже.

3. Наличие врагов. Зачастую за кризисной ситуацией, связанной с вашим брендом, могут находиться интересы третьих лиц и компаний. Это могут быть как обычные конкуренты, так и люди, желающие расправиться конкретно с вами или с кем-нибудь из сотрудников.

Скорее всего, вы можете даже не осознавать о наличии конкретного врага. Допустим, ваш сотрудник нагрубил клиенту, ошибся, да что еще угодно. У клиента автоматически бессознательно начинает созревать план мести. Такова наша эволюционная особенность.

Клиент будет хотеть отомстить не просто конкретному работнику, но и всей компании. Для пережившего негативные эмоции человека ваш сотрудник является непосредственной частью компании.

Если не гасить подобные кризисные ситуации в зародыше, однажды в самый неподходящий момент они могут добить вас. Задействуя эмпатию, тушатся они вполне просто, это можно натренировать у сотрудников.

Палки в колесах отнюдь не способствуют быстроте решения задачи. Конечно, многое зависит в том числе от корпоративной культуры внутри компании-конкурента. В некоторых компаниях вполне нормально позволить себе откровенную подлость в отношении конкурента, получив за это поощрение.

Если ваши конкуренты в полной степени знают информацию из предыдущего пункта, будут осуществляться попытки ударить в самое больное место. Но для вас это не должно быть неожиданностью. Наоборот, под рукой у вас должен быть готовый антикризисный план. Если вы знаете о проблеме, к ней обязательно нужно быть подготовленными.

 

И так, что же делать?

1. Подойдите к ситуации честно. Максимально отбросьте элементы, повышающие эмоциональный градус. Часто мы видим кризисные ситуации, смешанные с сильными эмоциями, которые замешаны с базисным принципом нашего существования – репродуктивной функцией.

Чем более значимо вы влияете на нее, тем больший отпор вы можете получить. Что более всего негативно может повлиять на репродуктивную функцию? Угроза жизни и угроза статуса. В обоих случаях уменьшается вероятность воспроизведения потомства и вероятность его выживания в здоровом виде.

Не думайте, что это сложно. К примеру, для себя я вывел трехуровневый подход, который я успешно использую в большинстве случаев. Однако если вы хотите учесть все факторы влияния, тогда можно использовать более фундаментальный девятиуровненый подход.

Без подобных факторов влияния ситуация может быть крайне простой. Зная реальную причину и факторы, которые ее подогревают, вы способны построить стратегию, позволяющую изолировать эмоциональную составляющую.

2. Извинитесь. Простое извинение может спасти ситуацию. Эта тема достаточно неплохо изучена. Например, проводились эксперименты в контексте здравоохранения. Обычное извинение и признание ошибки кардинальным образом меняет восприятие докторов пациентами и доверие к ним.

Если вина есть, признайте ее. Однако часто мы видим излишнее использование извинений, что только ухудшает ситуацию. Простое правило: извинитесь громко, но один раз.

Извиниться – это не значит унизиться. Наоборот, хорошо продуманная долгосрочная стратегия сможет не только возобновить доверие к бренду, но и даже сыграть вам на руку. Тем не менее это перестает работать, если кризисные ситуации и извинения повторяются раз за разом.

3. Исправьтесь. Сделайте все возможное, чтобы не допустить повторение ситуации, но использовать ее для улучшения себя. Любая проблема – возможность. Вспомните взрывающие батареи в Samsung Galaxy Note 7. Компания кинула все силы, чтобы исправить проблему.

Не позволяйте проблеме уничтожить вас. Если вы не доведете ситуацию до абсурда, возобновить доверие к бренду можно даже простыми логичными шагами по описанной выше стратегии.

Если же вы хотите получить детальную консультацию, разработку персонализированной стратегии и помощь в ее применении, напишите на E-mail leon@sportsneuromarketing.com. Мы отвечаем в течение 24 часов.

 

C уважением,
Леон Зэ Алиен

 



 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как платить сотруднику меньше, но получить больше

 

Изображения: Paul Bence, Fernando Paredes Murillo, Giphy

How to renew trust in the brand

Renew trust

When your brand (including a personal one) is going through a crisis, logic is the last thing you need to resort to. On the example of Hollywood stars, we see that such a basic principle as a confession of guilt is applied everywhere. And in some sense, it helps even in a specific context, which does not imply forgiveness.

I have already described the way the mechanism of trust works in terms of evolutionary psychology. Trust is our unconscious work for society in order to increase our own chances of survival, help, and, most importantly, offspring reproduction.

The desire of payback for betraying trust and violating the rules established in society is the reverse side of trust. It is very important for understanding not only in the context of PR and the renewal of trust in the brand, but just for everyday life as well.

When building a strategy to resume trust in a brand, one should not resort to logic, but to this cognitive bias underlying the society construction.


When reorganizing trust, we must understand the following things:

1. The real reason. What has actually led to the crisis? For often saying one thing, we mean something quite different (without even thinking about it).

Was sexual harassment the main reason for accusations of Hollywood actors and producers? After all, many outside the US (and even in the US itself) do not understand the attitude (including the emotional one) to sex inside Hollywood.

In most harassment charges, we are confronted with violation of the principle of trust. Not getting the proper return, people begin to feel deceived; for their unconscious mind, this situation is a signal for revenge, where the logical approach is completely absent.

This is a simple example demonstrating the importance of defining a real problem. What is the sense of spending energy and money on the struggle with the reason that isn’t real?

2. Brain functioning. Before building a PR strategy, you need to make sure that you understand, as a minimum, the implementation of the decision-making process, the somatic marker hypothesis, the emotional memory functioning.

For these and many other factors which our brand perception is based on are the key to a successful solution of the problem. It is always easier to admit that you know everything, but an extra mistake in correcting the situation will cost much more.

3. The presence of enemies. Often, behind the crisis situation associated with your brand there can be the interests of third parties and companies. This can be both ordinary competitors, and the people who want to deal away personally with you or with someone from the staff.

Most likely, you may be quite unaware of a particular enemy’s presence. Let’s say your employee was rude to the client, was mistaken, or anything, really. The client automatically and unconsciously starts plotting his/her revenge. That is our evolutionary feature.

The client will want to take revenge on not just a specific employee, but on the whole company. For a person who has experienced negative emotions, your employee is a direct part of the company.

If you do not nip such crisis situations in the bud, one day at the worst possible time, they can finish you off. By involving empathy, they are quite easily defused, and your employees can be trained to do this.

Spokes in the wheels do not contribute to the speed of the problem solution. Of course, a lot depends on the corporate culture inside the competing company. In some companies, it is quite normal to allow yourself to be frankly mean with regard to a competitor, and even to receive encouragement for this.

If your competitors are fully aware of the information from the previous paragraph, there will be attempts to hit on your sore spot. But it should not be a surprise for you. On the contrary, you’ve got to have a ready anti-crisis plan at hand. If you are aware of the problem, you obligatory must be prepared to address it.


So, what is to be done?

1. Address the situation honestly. Put maximally aside the elements raising an emotional degree. Often, we see crisis situations mixed with strong emotions, which are mingled with the basic principle of our existence—the reproductive function.

The more significantly you influence it, the more rebuff you can get. What can most negatively affect the reproductive function? A threat to life and a threat to status. In both cases, the probability of offspring reproduction and the likelihood of its survival in a healthy form are reduced.

Do not think that it is difficult. For example, I’ve derived for myself a three-level approach, which I use successfully in most cases. However, if you want to take into account all the factors of influence, you can use a more fundamental nine-level approach.

Without such factors of influence, the situation can be extremely simple. Knowing the real reason and the factors that fuel it, you are able to build a strategy that will isolate the emotional component.

2. Apologize. A simple apology can save the situation. This topic is quite well studied. For example, there have been conducted experiments  in the health-care context. An ordinary apology and recognition of a mistake radically change the way patients perceive the doctors, as well as patients’ trust in them.

If there is your guilt, admit it. However, often we see excessive use of apologies, which only worsens the situation. A simple rule: apologize loudly, but once.

To apologize is not to demean yourself. On the contrary, a well-designed long-term strategy will not only renew trust in your brand, but will even work in your favor. Nevertheless, this ceases to work if crisis situations and apologies keep occurring over and over again.

3. Correct yourself. Do everything possible to prevent a recurrence of the situation, but instead, use it for improving yourself. Any problem is an opportunity. Recall the exploding batteries in Samsung Galaxy Note 7. The company spared no effort to fix the issue.

Do not let the problem destroy you. If you do not bring the situation to the point of absurdity, you can restore trust in your brand even by following simple logical steps in accordance with the strategy described above.

If you want to receive a detailed consultation, develop a personalized strategy, and get help with its application, write to an Email We respond within 24 hours.


Best regards,

Leon The Alien


P.S. Thank you very much for adding us in the Top 20 Neuromarketing Blogs list!

Neuromarketing Blogs


Subscribe to our cool E-mail newsletter, and start following me on Twitter.


SEE ALSO: How to pay your employee less, but get more


Images: Paul Bence, Fernando Paredes Murillo, Giphy